Примерные упражнения для обучения тактике игры

1.       Ведение с передачей шайбы в парах (тройках), движение по прямой.

2.       Передача шайбы в парах (тройках) в одно касание, движение по прямой.

3.       То же упражнение, но по виражам в правую (левую) сторону.

4.       Два игрока с центра поля ведут шайбу на ворота, передавая ее друг другу. Они стараются обводкой или передачей обыграть атакующего их защитника и забросить шайбу в ворота, защищаемые вратарем. Это упражнение можно выполнять поточно с интервалом 5—10 сек.

5.       То же упражнение, но три игрока ведут шайбу против двух защитников.

6.       Два игрока, двигаясь в одном направлении, передают друг другу шайбу. При этом один игрок двигается впереди другого в 6—8 м от него. Игрок, катящийся впереди, ставит клюшку то с левой, то с правой стороны. Партнер, катящийся сзади, должен посылать шайбу игроку на крючок клюшки. Можно дать задание — передавать шайбу в 1—2 касания.

7.       Ведение в парах с передачей шайбы по диагонали с переменой мест (рис. 86). Расстояние между занимающимися — 4—6 м. В этом упражнении важно, чтобы игрок, передавший шайбу, быстро «открылся» за спиной принимающего шайбу партнера.

8.       Ведение в парах с передачей шайбы игроку на выход вперед с переменой мест. Расстояние между занимающимися — 2—3 м (Рис. 87).

9.       Один игрок двигается по диагонали и оставляет шайбу на месте. Другой игрок, двигаясь сбоку на партнера, овладевает шайбой и продолжает бежать, повторяя упражнение. В этом упражнении пауза между оставлением шайбы одним игроком и ведением ее другим должна быть как можно меньше. Игрок с шайбой должен быть всегда несколько впереди партнера. Этого можно достигнуть, если игрок, ведущий шайбу, будет бежать быстрее партнера, оставившего ее.

10.     Четыре игрока разбиваются на пары и располагаются так, чтобы образовать квадрат со стороной 10—15 м (рис. 88). Игрок с шайбой двигается на своего партнера; тот, двигаясь навстречу ему, получает передачу и продолжает вести шайбу, после чего броском передает ее по диагонали или по прямой игроку другой пары; те проделывают то же самое упражнение. Игроки после встречного движения становятся на исходные позиции своих партнеров.


11.     Игрок ведет шайбу, партнер неотступно двигается за ним. Игрок неожиданно оставляет шайбу на месте и отбегает в сторону. Шайбу немедленно подхватывает партнер и с ускорением на 5—7 м продолжает движение. Упражнение выполняют по прямой и по виражам. В этом упражнении следует добиваться, чтобы игроки оставляли шайбу неожиданно и вели ее, применяя обманные движения.

12.     Два занимающихся передают друг другу шайбу. После того как игрок отдал шайбу, он должен сделать ускорение на 5—7 м. Ускорение следует выполнять в различных направлениях — вперед, в стороны, назад.

13.     Два занимающихся передают друг другу шайбу в одно-два касания. При этом один из них стоит около расставленных в ряд стоек для обводки и показывает крючок то из-за одной, то из-за другой стойки; партнер должен передать шайбу на крючок.

14.     В З—4 м от синей линии поля по ее длине в средней зоне поставлены в шахматном порядке три-четыре стойки. Один занимающийся, двигаясь от борта в центр поля и получая шайбу от своего партнера, должен сразу на предельной скорости войти в зону нападения и затем забросить шайбу в ворота. Получать шайбу можно, «открываясь» в одном случае из-за стоек (рис. 89 а), во втором — перед стойками (рис. 89 б).

15.     Четыре игрока в прямоугольнике играют против двух водящих. На линии зоны нападения ставят низкие бортики, закрывая зону и образуя прямоугольник. Четыре игрока передают друг другу шайбу в пределах прямоугольника. Двое водящих стараются отобрать ее. Игрок, отобравший шайбу, меняется ролью с тем, который потерял ее или плохо передал. Если шайба вышла за пределы прямоугольника, то виновный также становится водящим. Это упражнение можно упростить или усложнить, изменив размеры площадки (уменьшение площадки упрощает роль водящих и усложняет передачу шайбы). Можно передавать шайбу заданным способом — передача только броском справа, остановка шайбы коньком, передача в одно-два-три касания с применением обводки. При выполнении упражнения следует требовать беспрерывного «открывания» игроков для получения шайбы.

16.     То же упражнение, но в квадрате (прямоугольнике) играют трое против двух водящих.

Это упражнение можно выполнять и так. Играют две команды по два или по три игрока в каждой. К ним присоединяют одного игрока, которого условно называют «нейтральным». Он играет в команде, которая в данный момент владеет шайбой. Таким образом, одна из команд всегда будет иметь численное преимущество. На роль нейтрального хоккеиста назначают комбинационного игрока.

Игроков можно разбивать на пары так, чтобы игрок одной команды отвечал за действия игрока другой команды. В этом упражнении особенно хорошо прививается умение выбирать место, «открываться», когда шайбой владеет игрок своей команды, и «закрывать» подопечного игрока, когда шайбой владеет другая команда.

17.      В квадрате играют трое против одного водящего, в одно касание. Из низких бортиков в углу поля отделяют квадрат со стороной 10—12 м. Три игрока передают шайбу друг другу в одно касание. Водящий старается клюшкой дотронуться до шайбы; если это ему удалось, он меняется ролью с игроком, допустившим ошибку. Можно на роль водящего назначать через каждые 60—90 сек. (или после 3—5 отбираний шайбы) поочередно других игроков, лучше всего защитников, а тройки комплектовать из постоянного состава игроков нападения.

18.     Две команды по четыре-пять человек в каждой на уменьшенной площадке с воротами играют по хоккейным правилам, но без зон. Это позволяет часто атаковать ворота. Игра на малой площадке способствует взаимозаменяемости игроков и развитию тактической разносторонности хоккеистов. Такая игра полезна для совершенствования маневренности, игры туловищем, тренировки техники. Можно играть с определенными ограничениями, например только в два-три касания.

19.     Игра «партия на партию» с атакой одних ворот. В каждой команде по два игрока. Играют на одной половине поля, ворота защищает вратарь. В команде, владеющей шайбой, играет третий, так называемый нейтральный, хоккеист. Эта команда — нападающая, она старается забросить шайбу в ворота. Другая команда—обороняющаяся— стремится отобрать шайбу. Как только шайба отобрана, команда, потерявшая ее, начинает обороняться. Ведется счет заброшенных шайб.

Игра проводится по хоккейным правилам, но без соблюдения правила «вне игры» и при следующих условиях: если защищающийся игрок отобрал шайбу в зоне перед воротами, то он не имеет права сразу атаковать ворота; все игроки его команды должны уйти из этой условной зоны и только после этого начать атаку; вратарь, поймав шайбу, посылает ее поочередно игрокам то одной, то другой команды.

В этом упражнении игрокам нападающей команды все время представляется возможность атаковать ворота, умело используя третьего игрока. Кроме того, хоккеисты должны играть то в роли нападающих, то защитников, приобретая тактическую разносторонность. Это упражнение способствует взаимодействию игроков, а частая смена игровых положений приучает хоккеистов к ориентировке и заставляет правильно реагировать на быстро изменяющуюся обстановку.

Можно поставить в каждую команду по три человека или дать задание — игроку одной команды отвечать за действия игрока другой команды.

Можно уничтожить условную зону перед воротами и соблюдать правила «вне игры». Тогда команда, отобравшая шайбу, должна будет в полном составе уйти в среднюю зону, чтобы начать атаку ворот.

20.     Та же игра, но в обороняющейся команде играет постоянный защитник, находящийся перед воротами. Создается численное равенство команд. Так же, как и вратарь, этот защитник, отобрав шайбу у одной команды, посылает ее игрокам другой.

Если команда играет по тактическому варианту с блуждающим защитником, то в этом упражнении роль нейтрального игрока следует поручить блуждающему защитнику, а роль постоянного защитника — другому, заднему, защитнику.

Игра на двое ворот — наилучшая форма командной тактической тренировки. При обучении хоккею двустороннюю игру можно начать уже на третьем-четвертом занятии, исключив наиболее сложные элементы правил, например правило «вне игры». Тренер организует занятия так, чтобы игра велась в среднем темпе и способствовала пониманию занимающимися существа хоккея. Периоды сокращаются. По ходу игры и во время остановок тренер делает необходимые указания, уточняет правила. Постепенно в игру вводят недостающие правила и по мере освоения их играют по основным правилам хоккея. Важно определить, на каком месте будет играть в команде тот или иной хоккеист применительно к его индивидуальным особенностям. Это следует делать, сообразуясь с желаниями занимающихся.

В двусторонней игре осваиваются те тактические комбинации, которые предварительно изолированно разучивались в различных упражнениях. Тактику двусторонней игры разучивают и тренируют не сразу двумя командами, потому что тренер не сможет заметить существенных ошибок каждого игрока, если его внимание будет рассеиваться сразу на две команды.

Правильнее основное внимание в двусторонней игре уделять сначала одной команде или нескольким ее игрокам, например, двум защитникам, или двум крайним нападающим, или всем нападающим. По тактическому варианту игры с блуждающим защитником тренер может уделить, например, основное внимание взаимодействию центрального нападающего с блуждающим защитником.

Такая тактическая тренировка, на которой главное внимание тренер уделяет какому-либо одному звену или одной команде, может продолжаться всю игру или один-два периода, что зависит от задач и характера тренировки.

Перед игрой на двое ворот игрокам одной команды дают задания, о которых не знают игроки другой команды. Тренер внимательно следит за действиями игроков, получивших специальные задания. По ходу игры он делает замечания, указывает на ошибки и на положительные стороны. Если несколько хоккеистов делает одну и ту же типичную ошибку или кто-либо совершает грубый тактический промах, то игру следует остановить. Тренер коротко объясняет, почему остановлена игра, разбирает ошибку и говорит, как надо было бы правильно действовать игрокам. Такие же указания по ходу игры делаются и другим игрокам, не получившим специального задания, если их действия грубо ошибочны, а недостатки характерны для многих занимающихся.

По хоккейным правилам за неправильные действия игрока можно удалить с поля. Удаляют с поля в основном за грубую игру. Удаления преследуют воспитательную цель: каждый удаленный игрок должен осознать свою вину и понять, что он нанес ущерб своей команде.

Удаления за невыполнение игроком задания, за грубую тактическую ошибку можно практиковать и в двусторонней игре на тактической тренировке.

Тренер знает, например, что у защитников первого состава есть недостаток: отобрав шайбу на своей половине поля, они пытаются вести ее к своим воротам, медля с передачей, не создавая благоприятных условий своим нападающим для атаки ворот.

Исправляют этот тактический недостаток следующим образом.

Сначала тренер разъясняет ошибку и разбирает наиболее характерные игровые положения, указывает, как надо было бы правильно действовать. В начале занятия в игровых упражнениях защитников заставляют отбирать шайбу и немедленно передавать ее свободному партнеру. Эти же требования предъявляются к защитнику, участвующему в двусторонней игре.

Во время игры на двое ворот тренер находится неподалеку от защитников, следит за их действиями и делает им замечания. В ходе игры защитник может повторить ошибку, но уже не по своей вине, а потому, например, что нападающие не будут быстро «открываться» и защитник, отобравший шайбу, не сможет быстро послать ее партнеру. В этом случае тренер делает указания и нападающим, чтобы они быстрее находили «свободное место» для получения шайбы.

Тренер может остановить игру и для того, чтобы указать на какую-либо другую характерную ошибку. За грубые и часто повторяющиеся тактические ошибки защитник или другой игрок удаляются из игры на 30—60 сек. Важно, чтобы игрок понял воспитательное значение этих средств и воспринимал бы их без обид, относился самокритично к своим действиям.

Другой пример из игры нападающих: крайний нападающий привык в зоне нападения двигаться не по центру ворот, а уклоняться, уходить в угол поля, снижая этим эффективность атаки.

Вначале тренер разъясняет существо ошибки, далее дает задание — двигаться на ворота, а не в обход защитников противника; делает указания по ходу игры; останавливает игру для объяснения грубой ошибки; при частом повторении наказывает игрока, удаляя его из игры на 30—60 сек.

Постоянное наблюдение, напоминание помогают исправлять тактические недостатки.

В хоккее часто бывает, что команды остаются в неравночисленных составах. Тогда тактика команд в связи с удалением игрока меняется. Она становится наступательной при численном преимуществе в игроках и активно оборонительной при меньшем числе игроков. В последнем случае огромное значение приобретает моральная, волевая и физическая подготовленность игроков.

Поэтому в игре на двое ворот тренер иногда умышленно создает численное неравенство в командах, например шесть играют против четырех (пяти). Если главное внимание уделено команде, имеющей численное преимущество, то тренер ставит перед игроками задачи: перейти на половину поля противника, ускорить темп, активизировать игру защитников и беспрерывно атаковать ворота.

Если внимание тренера сосредоточено на команде, оставшейся в меньшем составе, ток игрокам предъявляются требования: деятельно участвовать в защите ворот всем игрокам, стремиться как можно дольше сохранить у себя шайбу, постараться быстро и неожиданно перейти от защиты к нападению, но не всей командой.

Такая игра дополнительно будет способствовать развитию выносливости, упорства, повышению воли к победе и еще больше дисциплинировать игроков.

Очень полезная форма тактической тренировки — товарищеское соревнование.

Тактические задачи, разрешаемые в этом соревновании, обычно наилучшим образом подготавливают игроков и команду в целом к последующей календарной встрече.

Такие тактические задания составляют с учетом слабых и сильных сторон будущего противника.