Синхронность

Хоккейная игра настолько быстра, что каждое действие игрока измеряется не то что секундами, а десятыми и даже сотыми их долями. Именно в эти мгновения хоккеисту надо понять замысел партнера, предугадать его следующий ход и вовремя сделать свой, чтобы коллективная игра была слаженной и эффективной.

Как же достичь синхронности в действиях с партнерами? В чем конкретно она выражается на поле? В какие игровые моменты особенно ценна?

Поговорить на эту тему решили с Владимиром Васильевым. Он много лет играл в московской команде «Крылья Советов», а также выступал за Воскресенский «Химик» и ЦСКА.

— Расскажу о взаимодействиях со своим многолетним партнером по тройке Владимиром Расько. Я считаю, что долгая совместная игра непременно приведет к синхронности в атакующих действиях.

Острые ситуации в нападении повторяются много раз, и нередко их даже можно назвать копиями. Так вот, в таких типовых позициях партнер выбирает лучший для себя путь в развитии атаки. В одних случаях он идет на обводку, в других бросает по воротам, в-третьих отдает пас. Так действовал и мой партнер. Постепенно я привык к особенностям его игры и научился предвидеть его ходы. И сам уже передвигался в том направлении, которое нужно моему партнеру. То же происходило и с Расько, когда он смотрел на мою игру. Так и возникла наша сыгранность, синхронность атакующих действий.

Приведу несколько примеров. Есть такая комбинация — «паровозик». Когда, например, я по центру входил на большой скорости в чужую зону, Расько пристраивался сзади. Еще решительнее я шел прямо на защитников, а они, чтобы не дать мне прорваться, вынуждены были откатываться к воротам. Я мчался прямо на них, неожиданно оставлял шайбу позади, Расько подхватывал ее и успевал сделать бросок по воротам прежде, чем защитники атаковали его.

Или другой пример. Я входил с шайбой в среднюю зону. Правый форвард Расько несколько впереди меня. Внезапно для соперников он резко менял направление бега и устремлялся в центр, между двумя защитниками. Я тут же посылал партнеру продольный пас, и он на ходу принимал шайбу, поскольку инициатива и скорость были на его стороне.

Этот прием защитники со временем раскусили. Поэтому при рывке Расько к центру они сближались, не пропуская его в зону. Тогда я использовал образовавшуюся на фланге брешь и не пасовал Расько, а сам с шайбой устремлялся на правый край и врывался в чужую зону. Это взаимодействие, как и предыдущий «паровозик», мы постоянно шлифовали на тренировках, а потому четко проводили в игре.

Еще пример. У нас численный перевес. Я располагался сзади ворот. Расько с шайбой шел прямо на защитника, а я устремлялся навстречу партнеру. Расько откидывал мне шайбу, а сам продолжал двигаться на пятачок. Защитник, естественно, переключал внимание на меня, поскольку шайба на моей клюшке. Но я не держал ее, а сразу же возвращал партнеру, который ждал этого паса и создавал угрозу воротам. Получалось нечто подобное футбольной игре «в стенку».

Синхронность в действиях особенно нужна форвардам в момент броска по воротам. Один бросает — другой идет на добивание. Если вовремя, еще до броска, рванешься к воротам, то можешь добить отскочившую от вратаря шайбу. А если устремишься вперед уже после броска, то едва ли поспеешь: защитники первыми подберут шайбу. Мы с Расько хорошо изучили друг друга, и нам не составляло труда предугадать момент броска по воротам. Я, например, знал, что партнер, миновав с шайбой ползоны, непременно «выстрелит» по цели, и потому сразу же шел на добивание.

Значение скорости хоккеиста мы хотим проиллюстрировать специальным фотоснимком.

Здесь вы видите одного из самых быстрых форвардов мира Валерия Харламова. Он в буквальном смысле слова летит надо льдом, в данный момент даже не касаясь его. Пробросив шайбу вперед, Харламов легко уходит от шведского защитника, который не  смог   дотянуться   до   шайбы, даже бросившись всем телом вперед и в падении вытянув клюшку. В следующую секунду форвард вышел один на один с вратарем и забил гол.