Взаимодействие в атаке
Основными элементами взаимодействия игроков в нападении являются передачи, прием паса, отрыв от соперника и броски. Атака складывается из нескольких фаз, следующих одна за другой: зарождение и распасовка, Проникновение в чужую зону и создание голевых моментов. В современном хоккее атакующие действия могут завязаться в какой угодно части площадки, хорошо организованная атака взвинчивает темп, а кульминационным пунктом всей операции становится бросок.
- Прибавляя скорость
- Скоростной маневр
- Обострение атаки
- Контратака
- Контратака после продольной передачи
- Зарождение контратаки
- Разумный риск
- У ворот
- С глазу на глаз
- В чужой зоне
- Двое против одного
- Подключение к атаке
- Огонь на себя
Функции форвардов
Страницы: 1 2Чем быстрее игра, тем чаще возникают ситуации, выгодные для взятия ворот. Соответственно и бросков становится больше, что делает игру более привлекательной в целом. В атаке реализуются такие качества игроков, как скорость, техника на высокой скорости, смелость и упорство в единоборствах, активность и изобретательность в поисках момента для взятия ворот. Различаются два вида атаки: постепенно нарастающая (позиционная) и быстрая контратака.
Атака зарождается чаще всего после овладения шайбой в средней зоне или зоне защиты. После этого первейшей целью атакующих является создание наиболее благоприятной ситуации для быстрого проникновения в чужую зону. Так как противник в большинстве случаев выстраивает оборону на синей линии, очень многое зависит от творческой, комбинационной жилки команды.
При овладении шайбой в зоне нападения игроки сразу же выискивают пространство для броска, стремятся создать голевой момент.
Ветеран чехословацкой сборной Иржи Холик отличался высоким умением организовывать атакующие действия. Мы решили задать ему несколько вопросов. Является ли успешная атака результатом коллективных действий? Или она основывается на способностях самого сильного игрока пятерки?
— Большинство атак начинается в своей зоне. Однако успех таких атак зависит не от одних нападающих. Необходимы созидательные действия хотя бы одного защитника. Такого, каким был, например, Поспишил. Он всегда умел выйти на свободное место и выдать точный пас партнеру. Когда же команда не располагает защитником-диспетчером, то, как правило, организация атаки затягивается, часто вообще не получается. В этом случае роль защитника-диспетчера должен взять на себя кто-то из нападающих. В чехословацком хоккее это, как правило, левый крайний, который обычно находится ближе к воротам и, как мы говорим, дает разгон атаке. В редких случаях эти функции выполняет центрфорвард. Типичный игрок такого плана Глинка. Что значит хороший, думающий защитник для команды, показывает, например, игра Бублы в Литвинове и Поспишила в Кладно. В результате выполненных Бублой диагональных передач Глинке или продольных пасов Поспишила в адрес Новы нередко наступал переломный момент в игре, и борьба быстро переносилась в пространство перед воротами противника.
Стиль игры отдельных команд в целом, как правило, сходен, а разница проявляется во второстепенных деталях. В течение ряда лет я играл за «Дуклу» (Йиглава) в тройке с братом Ярославом — центрфорвардом и Клапачем — правым крайним. В одной пятерке с нами выступал защитник Сухи с разными партнерами. Он тоже являл собой образец защитника-диспетчера, хотя сугубо оборонительные заботы отнимали у него наибольшую часть времени. Мы наиграли определенные варианты, они стали привычными для нас. Я, как правило, на левом фланге давал толчок атакующим действиям, а освободившись от опеки соперника, в первую очередь смотрел, куда переместился брат. Шайба шла к нему по центру, он же без задержки давал пас чаще всего на правый фланг, где к тому времени уже успевал набрать скорость Клапач. Чужой защитник, стоял ли он на месте или даже двигался вперед, уже не успевал помешать проходу нашего нападающего по флангу.
У Клапача были сильные ноги и руки, его трудно было заставить изменить направление движения. Почти каждый его выход заканчивался броском. Если же бросать не удавалось, то он старался подержать шайбу, чтобы товарищи могли продолжать атаку в зоне соперника. Знал, что вслед за ним в зоне окажется Ярослав, да и Сухи, обладавший чутьем на гол, в подобных случаях часто подключался к атаке. Сухи получал пас в позиции, выгодной для броска, и без подготовки, чаще всего щелчком небольшой силы, обстреливал ворота. Играя таким образом, мы забили немало голов, а Сухи стал, пожалуй, первым европейским защитником, игравшим в ярко выраженном атакующем ключе.
У нас выработался определенный стереотип, но это не были заранее разученные комбинации, как могло показаться со стороны. Решающим фактором была импровизация, основанная на взаимопонимании партнеров, знании манеры игры и способа мышления товарищей. Временами, однако, рисунок наших атакующих действий повторялся, и тогда противник разгадывал наши комбинации. И все же, если в команде есть несколько виртуозных игроков, не нужно опасаться подобных стереотипов. Ведь хороший игрок всегда себя творчески проявит.