Взаимопонимание партнеров

Страницы: 1 2

Взаимопонимание хоккеистов в игре настолько важно, что без него даже трудно представить себе сильное звено. Но давайте сразу условимся: говоря о звене хоккейной команды, будем иметь в виду не только тройку форвардов, а всех пятерых полевых игроков, а еще лучше — всех хоккеистов вместе с вратарем. Ибо в современном хоккее согласованные взаимодействия должны устанавливаться между всеми партнерами, находящимися на льду.

Как проявляется взаимопонимание хоккеистов? Игроки рассказывают, что в матче они хорошо чувствуют намерения товарищей, предугадывают, куда направятся партнеры, где откроются для приема передачи. В любой игровой обстановке опытный мастер догадывается, какое именно решение примет товарищ по звену и что он сейчас сделает. Благодаря полному взаимопониманию хоккеисты действуют на льду согласованно и выгадывают доли секунды в принятии верных решений, опережая соперников.

Устанавливается взаимопонимание не только в ходе совместных игр и тренировок, но и в повседневной жизни. Например, хоккеисты одного из лучших в недавнем прошлом звеньев форвардов — армейцы Константин Локтев, Александр Альметов и Вениамин Александров — в свободное время постоянно общались друг с другом. По их словам, они часто говорили о хоккее, обсуждали отдельные моменты прошедших матчей. Поэтому каждый из них хорошо знал, как его товарищи понимали хоккей, как оценивали игровые ситуации, что хотели бы сделать в той или иной обстановке.

Разные спортивные игры имеют много общего, особенно в тактике. Поэтому сыгранность хоккеистов укреплялась даже тогда, когда они играли в футбол, волейбол или баскетбол. Армейское звено в летних тренировочных играх выступало в одной команде, и это тоже помогало.

Чем выше понимание хоккея у каждого партнера по звену, тем быстрее и легче возникает взаимопонимание между ними. Ведь хоккеист в игре должен думать на несколько ходов вперед, и для согласованных действий с партнером нужно одинаково с ним оценивать обстановку на поле. К примеру, только начиная финт, игрок обычно рассчитывает наперед: «Отвлеку соперника, заманю его поближе к борту площадки, а партнер в этот момент сделает рывок на свободное место против ворот, туда-то я и отдам ему пас».

В советском хоккее 50—60-х годов заметную роль играл заслуженный мастер спорта Вениамин Александров, отличавшийся тонким пониманием острых игровых ситуаций и остроумными взаимодействиями с партнерами. Когда его товарищи по звену покинули лед, Александров взял шефство над молодыми хоккеистами и во время матчей, на практике обучал новых партнеров. Поэтому мы попросили Вениамина Александрова ответить на такой вопрос: какие трудности возникали у него при взаимодействиях с молодыми форвардами и как эти трудности были преодолены?

— Когда мои прежние партнеры покинули лед, я сразу же столкнулся с трудностями. В 1967 году рядом со мной стали играть Владимир Петров и Борис Михайлов. Оба очень быстрые, упорные, боевые. Но понимали свои задачи они по-иному. С Локтевым и Альметовым мы все делали экономно, в атаке не позволяли ничего лишнего, используя лишь самые рациональные приемы. А молодые, к моему удивлению, тратили уйму сил впустую. Чтобы найти с новыми партнерами взаимопонимание, я в повседневной жизни часто говорил с ними о хоккее, а в матчах старался им подсказать или тактично сделать замечание, когда они играли неверно.

Помню, не раз объяснял партнерам, что обыгрывание должно быть скрытным, таким, чтобы соперник не смог заранее догадаться, в какую сторону, в какой момент и каким приемом его собираются обыграть. Если, к примеру, я крикну партнеру, чтобы дал мне пас, то это значит, что отдавать мне шайбу уже не нужно: ведь соперник слышал мой крик и ожидает передачу, принимает меры для отбора шайбы. Так мы всегда играли с Альметовым и Локтевым — на крик пас не давали.

Играя с молодыми партнерами, я иногда не выдерживал. Оказавшись в выгодной позиции и ожидая паса, кричал: «Дай мне!» Мне отдавали шайбу, но было уже поздно: соперники перехватывали ее. Хотя за мгновение до этого партнеры видели меня и могли беспрепятственно и вовремя сделать передачу. Вот в таких случаях я и делал замечания молодым.