Спортивный комментатор — крупным планом

В системе телевидения и радиовещания страны работают сегодня примерно сто человек, выполняющих в той или иной мере функции спортивного комментатора. Кто они? Примерно в равной пропорции — журналисты, занимающиеся пропагандой физкультуры и спорта, и бывшие спортсмены, пробующие свои силы в журналистике. Есть, но единицы, люди, вышедшие из театра, из мира искусства. Патриарх и основатель спортивной телерадиожурналистики — знаменитый Вадим Синявский. 26 мая 1929 года он впервые произнес слова: «Внимание, говорит Москва! Наш микрофон на стадионе «Динамо». Так начинался первый советский спортивный репортаж по радио и так родился первый спортивный комментатор. Спустя двадцать лет, 29 июня 1949 года, впервые по телевидению транслировался футбольный матч, и это был день рождения спортивного телерепортажа, но не спортивного телекомментатора, так как звук радиорепортажа Вадима Синявского просто подключили к телеэкрану. Во второй половине 50-х годов телевидение получило возможность вести спортивные репортажи независимо от радио. И Вадим Синявский первым из спортивных репортеров понял, что описательную функцию слова в телевизионном репортаже следует свести едва ли не к нулю, тогда как в радиорепортаже ее значение первостепенно. В репортажах Синявского по радио описательность органично уживалась с импровизацией, эмоциональностью и высоким профессиональным мастерством.

Огромный опыт у известнейшего спортивного комментатора Николая Озерова. Николай Николаевич воспитал немало учеников. Среди них — бывший вратарь московского «Спартака» Владимир Маслаченко, ставший известным футбольным комментатором. Его прежде всего отличает поиск нового, широкая гамма мастерства, глубокое проникновение в тайны своей профессии. «Моя первейшая задача, — говорит Владимир Маслаченко, — сделать все происходящее на поле или на стадионе понятным и интересным зрителю. Моя цель — прояснить для зрителя все происходящее до такой степени, чтобы он мог самостоятельно и правильно судить обо всем, что видит на экране. Словом, я предполагаю, что мой комментарий — это обмен знаниями со зрителем».

Еще раз хотелось бы заметить: первооснова спортивного комментария — выделение сущности явления, а не копирование его внешней стороны. А для этого, еще раз повторимся, необходимо доскональное знание спорта. И не просто знание спорта, даже если оно, так сказать, знание изнутри, а знание спорта, замешенное на журналистском мастерстве, на широкой культуре.

В жизни, конечно, все это непросто. Сколько различных «надо» должен преодолеть жаждущий стать спортивным комментатором. Надо уметь грамотно выражать свои мысли, надо при виде микрофона не впадать в транс, надо уметь правильно дышать, надо уметь работать, когда мешают, когда плохой монитор, на котором еле видна «картинка», когда в комментаторской кабине адский холод или африканская жара, когда два, три и более  раз подряд ваш комментарий по техническим или другим причинам не записали на студии, когда соревнования страшно затягиваются по времени и много, много «когда» и «надо».

Спортивный комментатор должен тонко чувствовать ход времени. Например, соревнования по спортивной гимнастике у мужчин длятся около трех часов. А репортаж для эфира запланирован длительностью только в 45 минут. И комментатор должен выстроить в голове схему: выступление какого гимнаста или гимнастки следует включить в репортаж, а кого можно и пропустить. С точностью до секунды он должен давать команду «мотор», запускающую видеомагнитофон, в аппаратную в Останкино, хотя сам он может находиться в Канаде или в Бразилии, Мексике или Франции или в любом городе СССР, где проходят соревнования. Записав выступление спортсмена, он дает команду «стоп», соразмеряет, сколько минут записали, сколько еще осталось. Комментатор должен запоминать последнее изображение на телеэкране перед командой «стоп», чтобы при продолжении так называемого монтажа «по ходу» соблюсти законы телевизионного монтажа. Но все идет благополучно. Вот и последний снаряд в соревновании гимнастов. Сорок минут репортажа есть. Не забыть секунд тридцать оставить на переход к другой программе. На помосте — упорная спортивная борьба, и пока совсем неясно, кто же будет победителем в многоборье. Еще не выступали три гимнаста. А в оставшийся кусочек репортажа можно включить только двоих. Как бы не промахнуться. Но вот никто из гимнастов не упал, не сорвался. Выступил, и его благополучно записали, потенциальный победитель. Надо заканчивать репортаж, но оценки на табло нет. Спорят судьи — непредвиденная пауза. А драгоценные секунды бегут. Наконец-то! Есть оценка! Заканчиваем репортаж. Но перед этим надо быстро подсчитать сумму баллов победителя и не ошибиться в определении призеров. Но вот все волнения позади. Рулоны с видеолентой быстро переносят в эфирную аппаратурную. И вот совершенно «горячий» репортаж — выжимка трехчасовой трансляции уже в эфире.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7