Спортивный комментатор — крупным планом

Мы уже говорили о том, что, когда соревнования длятся по нескольку часов, репортаж создается по ходу соревнований и представляет собой своеобразную выжимку из них. В этом случае, кроме отбора кадров операторами и режиссером, появляется и еще отбор определенных фрагментов самих соревнований, выстраиваемых в определенном порядке. Но практика всегда богаче теории. На традиционных соревнованиях по спортивной гимнастике на призы «Московские новости» был впервые применен более сложный режим работы. Так как основные соперники выступали в разных сменах, сначала были записаны на видеопленку выступления ряда зарубежных гимнастов из первой смены, а затем во время выступления советских гимнастов при монтаже «по ходу» в основной репортаж, в соответствии с порядком прохождения гимнастами снарядов, включались в основной репортаж куски, записанные ранее. Комментаторы — Лариса Петрик и Роман Турпищев комментировали как куски проходившего перед их глазами на помосте, так и выступления гимнастов, имевшие место два часа назад и подававшиеся им в видеозаписи на экране монитора в комментаторскую кабину из аппаратной в Останкино. В итоге телезрители увидели репортаж, в котором сильнейшие гимнасты соревновались на помосте как бы одновременно, что позволило непосредственно сравнивать их выступления, полнее донести до зрителей накал спортивной борьбы!

Что привлекает внимание аудитории к тому или иному спортивному комментатору: индивидуальность и неповторимость личности, новизна, глубина и масштабность мышления. А все это он должен проявить в обыденных, но и вместе с тем экстремальных условиях своей работы. Свой комментарий спортивный репортер должен делать по форме и содержанию таким, чтобы он учитывал имеющиеся различные типы и группы аудитории, которые неодинаково воспринимают и оценивают репортажи. Кроме заинтересованной части зрителей, как правило, имеется потенциальная часть и негативная часть. Надо вызвать одобрительную оценку и тех и других. Опыт показывает, что существует прямая зависимость между общей культурой человека, его умением мыслить и говорить и его становлением при всех прочих моментах как спортивного комментатора. Кажется, что это и так ясно. Зачем это подчеркивать? Но дело в том, что в истории спортивного телевидения есть печальные страницы, когда во главу угла становилось только знание спорта, а ради этого прощалось элементарное, лежащее наверху неумение грамотно формулировать свои мысли.

Большую роль в практической работе по пропаганде спорта играет спортивная информация. Информационная программа «Время» сегодня не мыслится без спортивной странички, без новостей спорта. В этом, несомненно, общественное признание той важной социальной роли, которую играет спорт в нашей жизни. Подготовкой этой странички занята группа наиболее опытных сотрудников редакции спорта. И здесь главное действующее лицо — комментатор.

Добавим, что комментатор должен быть одет строго, со вкусом, учитывая законы цветопередачи. Его облик должен выражать уверенность, доброжелательность, увлеченность своим делом. У комментатора немало помощников. Вся информация планируется заранее. Определенная часть сюжетов заказывается в различных городах страны на местах проведения соревнований. Другая часть готовится на основе телевизионных репортажей, идущих в эфир в этот день или завтра. Собственно для программы «Время» снимаются сюжеты день в день, как правило, в Москве. Устная информация может быть получена от ТАСС, мировых агентств, собственных корреспондентов телевидения и радио. Некоторые сюжеты получают из-за рубежа по системе Обмена информацией. Комментатор за несколько дней составляет план своего выпуска, при необходимости, а к этому надо стремиться, едет и сам снимает тот или иной сюжет, просматривает поступившие материалы, отбирает устную информацию. Как правило, спортивная страничка в программе «Время» длится от двух до пяти минут. У комментатора в руках подготовленные тексты, расположенные в строгом соответствии с видеорядом и точно соответствующие ему по хронометражу. И вот прямой выход в эфир. Комментатор в кадре должен быть готов ко всему. К тому, что, например, неоправданно долго не идет видеопленка с сюжетом, а он уже сказал начало текста, что вдруг, когда комментатор начинает читать текст о соревнованиях по волейболу, «картинка» пошла о баскетболе. Необходимо точно рассчитывать темп своей речи, чтобы попадать на ударные моменты видеозаписи. И быть готовым к тому, что в момент, когда комментатор уже заканчивает свою программу, но еще находится в кадре, чья-то рука справа подсовывает ему лист бумаги с только что полученным результатом хоккейной встречи. Это случается не каждый день, но случается...

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7