Спортивный комментатор — крупным планом

Социологи утверждают, что одним из условий эффективного воздействия на телеаудиторию является функциональная ценность информации, то есть она должна иметь определенный смысл в деятельности, в личной жизни, межличностном общении аудитории: либо удовлетворять любознательность аудитории, либо развлекать или вызывать эмоциональное переживание, либо вызывать мысленное сочувствие в активных действиях. Применимо к спорту, к спортивному репортажу, к информации в программе «Время» это положение в высшей степени справедливо. Спорт на телеэкране должен и призвать телезрителя к личному участию, и вызывать эмоциональный «взрыв», и дать насладиться зрелищем спортивного соревнования. Но, к сожалению, большинство спортивных комментаторов плохо знают законы действенности информации, определенные положения и правила, разработанные теорией журналистики и должные учитываться в практике.

Спортивные комментаторы и режиссеры ищут новые пути. Один из таких путей — посмотреть на событие глазами самого участника. Например, в футбольном репортаже, поставив телекамеру за ворота, мы тем самым позволяем телезрителю встать за спиной вратаря и его глазами оценивать ситуацию у ворот. Но это в репортаже. А в специально готовящейся тематической передаче можно продумать и использовать при съемке несколько таких необычных ракурсов и положений. Так, впервые в мировой практике была осуществлена телевизионная съемка соревнований по парашютному спорту. Специальный комплект портативной телевизионной техники размещался в самолете, с которого совершали свои прыжки парашютисты, другой такой же комплект был на самолете, который летал несколько ниже и показывал действия спортсмена в воздухе, а наземная передвижная телевизионная станция, имеющая мощную оптику, показывала наземную подготовку, сам полет и приземление спортсмена.

Таким образом, налицо попытка поставить телезрителя при просмотре спортивных передач не только на место зрителя, но и на, в известном смысле, место спортсмена. Видимо, это один из путей повышения эмоциональной стороны спортивных телепередач. Конечно, и автор текста, если это тематическая передача, и комментатор, если это репортаж, должны как бы находиться рядом со спортсменом, чтобы достоверно вести свой разговор. Введение в телерепортаж, например, о велогонках, движущихся телекамер доводит возможность визуального слежения за спортсменом до максимально возможной, но подлинно яркую краску в комментарий об этой гонке внесет только репортер, находящийся в этой машине. А это при необходимости основного, находящегося в стационарной кабине комментатора предполагает уже парный комментарий. Спортивная редакция Гостелерадио довольно часто использует такую форму работы. Например, на соревнованиях по спортивной гимнастике, легкой атлетике, на матче ветеранов советского футбола один из двух комментаторов работал внизу — на помосте, на беговой дорожке, у кромки футбольного поля й брал в перерывах соревнований или по ходу краткие интервью. Комментаторы довольно часто приглашают к микрофону во время репортажа специалистов, тренеров, спортсменов, известных людей. Это, безусловно, обогащает комментарий, но, к сожалению, нередки случаи, когда глубокая беседа знатоков (комментатор и приглашенный) низводится к довольно примитивным вопросам и лежащим на поверхности ответам. Происходит это прежде всего потому, что комментатор недостаточно хорошо знает внутренний мир собеседника, плохо использует законы психологического общения. Поэтому случается, что такое интервью выглядит чужеродным.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7