Людмила Белоусова — Олег Протопопов (фигурное катание)
Белоусова Людмила (1935) и Протопопов Олег (1932). «Локомотив». Начали выступать в паре с 1954 г. Четырехкратные чемпионы Европы. На чемпионатах мира 1962—1964 гг. получали серебряные медали, на четырех последующих — золотые. Участники VIII (9-е место), IX и X (1-е место) зимних Олимпийских игр. В 1973 г. закончили выступление в большом спорте.
Четыре раза побеждали на чемпионатах мира среди профессионалов.
То, что совершили они в фигурном катании, иначе, как подвигом, не назовешь. За четыре года они завоевали два титула чемпионов Олимпийских игр и четыре титула чемпионов мира! Хотя есть спортсмены и более титулованные, однако Белоусова и Протопопов открыли новую, советскую эру в мировом фигурном катании. Они внесли свой почерк, стиль, свое истолкование парного катания.
Путь к признанию был долог и труден. Успех пришел в зрелом возрасте, когда многие уже покидают спортивную арену. А они покоряли своим мастерством миллионы людей. Благодаря их искусству многие мамы, папы, бабушки и дедушки повели в секции фигуристов десятки тысяч мальчишек и девчонок. Это и их популярности мы обязаны тем, что во многих городах страны, даже в южных краях, стали появляться секции фигуристов.
Каждое их выступление — это произведение искусства, исполненное в неповторимой манере. В Гренобле, после второй олимпийской победы, Людмила и Олег так ответили на вопрос — что является красной нитью их программы:
— Жизнь, любовь, смерть и возрождение... Разве не являются они всегда главной темой искусства? И хотя мы — спортсмены, и боремся за победу, а не просто выступаем в театрализованной программе, именно эта тема проходит через все наши произвольные и показательные композиции, именно она дает ключ к пониманию того, что мы демонстрируем на льду.
...Олег Протопопов мальчиком перенес ленинградскую блокаду, был балтийским моряком. Людмила Белоусова, живя в Москве, а Олег Протопопов — в Ленинграде, одинаково поздно, по нынешним понятиям, начали заниматься фигурным катанием (в 16 и 15 лет).
Они были в Скво-Вэлли, Инсбруке и Гренобле. И как непохожи в их биографиях эти три олимпиады!
Скво-Вэлли для советских фигуристов было дебютом. Хотя они приехали туда серебряными призерами первенств СССР и участниками чемпионатов Европы, лавров это не принесло — они заняли только девятое место.
В Инсбруке фаворитами были чемпионы мира западногерманские фигуристы Марика Килиус и Ганс-Юрген Боймлер. Из ФРГ в олимпийскую столицу даже привезли фотооткрытки, на которых было написано: «Килиус и Боймлер — чемпионы мира и Олимпийских игр». И вдруг — как разорвавшаяся бомба: триумф советского дуэта.
Восхищаясь их пленительным искусством, многие спрашивали: а не являются ли эти фигуристы артистами русского балета, слава о котором идет по всему миру?
Нет, они не были артистами балета, студентка Института железнодорожного транспорта и студент Педагогического института имени А. И. Герцена. Но они воспитывались на лучших традициях русского классического и советского балета.
Четыре сезона между двумя Олимпийскими играми были годами их триумфа. И Гренобль был пиком восхождения к вершинам мастерства.
Хотя Людмила и Олег открывали по жребию выступления в обязательной программе, хотя у них были серьезные соперники, прежде всего Татьяна Жук и Александр Горелик, а также западногерманские фигуристы Глоксхубер и Данне, они превзошли всех. Второе олимпийское золото было «выплавлено», когда Олегу уже было 35, а Людмиле-—32 года.
...Можно иметь свою точку зрения на то, когда «своевременно» уходить из спорта. Но разве не восхищает то упорство, с каким эта «золотая пара» продолжала шлифовку своего мастерства, в то время как на небосклоне фигурного катания восходили новые звезды? И разве мы не чувствуем и сегодня у многих фигуристов мира влияние советского стиля, как бы ни был он различен у разных его представителей!