Будни спорта

Пьера беспокоило будущее нации. Анализируя состояние образования, он смотрел вперед, прекрасно понимая, что сегодняшним «коротким штанишкам» предстоит завтра распоряжаться судьбой страны. Какими они будут, хозяева завтрашнего дня? Он хотел видеть их энергичными, сильными, активными участниками общественной жизни, а не людьми, довольными своей рентой и миром, который ограничен размерами унаследованного поместья.

Кубертен был глубоко убежден в необходимости реформировать образование. Он ратовал за расширение круга знаний, преподаваемых молодежи, за их углубление, или, как он говорил, «введение на определенной стадии элемента энциклопедичности в среднее образование». Это предложение он обосновывал стремительным ростом науки, прогрессом техники, проникновением в тайны природы. Реформировать образование необходимо для того, чтобы «дать каждому на пороге сознательной жизни широкий взгляд на события, пользуясь которым человек должен, чувствуя свою личную ответственность, внести свой весомый вклад в общее дело прогресса».

Одним из средств реорганизации просвещения Пьер считал коронное изменение отношения к физической культуре. Он призывает педагогов и лиц, причастных к народному просвещению, обратиться к опыту древних греков, у которых была заимствована идея олимпийских игр. Кубертен пишет: «Спорт вышел на арену в Греции вместе с Ликургом. Он, спорт, появился и развивался под руководством педагогики».

Пьер отсылает французских учителей к опыту англичан: «Спорт там дает педагогу могущественное и тонкое средство морального воспитания». Усиливая мысль, подчеркивает: «Англичане хорошо знают, как было поставлено образование юношей в прошлом».

Это был период страстного увлечения Кубертена античностью. Он весь еще был наполнен отзвуками борьбы, завершившейся возобновлением олимпийских игр. Естественно, что, агитируя за реформу образования, он часто обращался к опыту эллинов. Идеализируя прошлое, он искренне верил в то, что, так же как возрожденные олимпиады благотворно повлияют на развитие современного спорта, так и опыт античных гимназий в современной интерпретации, естественно, поможет реформировать образование.

В чрезмерном восхвалении организации античных гимназий, можно даже сказать преклонении перед ее практикой, ясно проявился свойственный его классу ограниченный подход к толкованию исторического наследия. Античные гимназии по преимуществу были учебными заведениями военизированного типа. Преподавание в них спортивных дисциплин преследовало определенную цель— готовить воинов. Кубертен обходил эту сторону вопроса и видел в гимназиях только то, что хотел видеть.

Настоящим панегириком античным гимназиям была речь, произнесенная Кубертеном в Лозанне на собрании членов «Греческого клуба свободы».

Вдохновенно прозвучали тогда слова Кубертена:
— Греческая гимназия! Изо всех организаций древнего мира наименее известная, наименее изученная и, возможно, наиболее плодородная; учреждение, которое наилучшим образом объясняет величие классических времен, ибо оно сформировало основу цивилизации. Когда Антиох задумал эллинизировать Иерусалим, он первым делом открыл там гимназию. Он знал, что все остальное последует оттуда. Гимназии были разбросаны по всей Греции, среднеземноморскому побережью и островам. Эллины верили в силу этих очагов и завещали их Риму. Рим, к сожалению, не сумел воспользоваться этим наследством.

В наше время мы можем найти немало замечательных образцов использования древнего опыта. Результаты перенесения способа эллинов на современную почву вдохновляют. Сошлюсь хотя бы на опыт великого англичанина Томаса Арнольда, который продолжил работу греков с того места, где злосчастная судьба прервала ее. Блестящие достижения школы в Регби — яркий пример тому.

Обратимся к опыту Соединенных Штатов. Изучая классическое наследие, передовые, самые искусные педагоги пришли там к неоспоримому выводу о том, что физическая культура должна стать в ряд с другими предметами, быть равноправной в школьной программе. Мы должны присоединиться к утверждению Ноа Вебстера, который доказывал в Вашингтоне, что фехтовальный зал необходим всякому колледжу так же, как кафедра математики.

В наши дни бесхитростные начинания греков должны быть использованы с учетом тех усовершенствований, которые мы принесли в спорт.

Кубертен, говоря это, имел в виду новые снаряды для гимнастов, новое оружие легкоатлетов — шесты, копья, ядра.
— Какой радостью наполнились бы сердца замечательной молодежи Эллады в те далекие времена, если бы она знала рапиру, это послушное орудие сильной руки, упругую и твердую боксерскую перчатку, велосипед и прежде всего «скиф» — это замечательное элегантное судно, от одного осязания которого у гребца будто вырастают крылья! Какими были бы возможности атлета прошлого, если бы в его распоряжении были наши многочисленные спортивные приспособления: беговые дорожки, ямы для прыжков, снаряды для метания, тиры для боевых видов спорта, манежи для верховой езды, эллинги на реке. Все это у нас есть или должно быть. На это не нужно жалеть средств. Это капиталовложения со стопроцентной отдачей. Каждый муниципалитет должен проявить разумный подход к этой проблеме и заняться спортивным строительством.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11