Будни спорта

Слушали Кубертена внимательно. Несколько раз в зале вспыхивали аплодисменты. Почувствовав, что его мысли одобряют, Пьер деликатно перевел речь от вопросов чисто спортивных к вопросам, близким каждому сидящему в зале. Он заговорил о прямой связи спорта, физической культуры со здоровьем и гигиеной.

Он подчеркнул, что в области гигиены наблюдается ощутимый прогресс. Сказал с улыбкой о том, что если воздушная и солнечная терапия в этом прогрессе не нуждается, то о водной стоит поговорить.
—     Водная терапия,— говорил Пьер,— нашла бесхитростную и наименее аристократическую (ибо она дешевая) форму — душ. Если знать, за какую недорогую стоимость можно установить и содержать душевые, кажется невероятным и нелестным для общественного руководства тот факт, что их еще нет в каждом городе любых размеров. Но это придет.

Некоторые мужчины и дамы, сидящие в зале, начали пожимать плечами, перебрасываться короткими замечаниями. Их шокировало, что оратор с высот божественного эллинизма опустился до таких прозаических вещей, как какой-то душ.
—     Может быть, и ванны должны обеспечивать муниципалитеты? — бросил реплику тучный господин в безупречной манишке.
—     И это придет, — ответил Кубертен убежденно.

В зале зашумели. Но Пьер продолжал. Он говорил медленнее и несколько тише обычного, тем самым как бы подчеркивая, что переходит к наиболее важной части своего доклада.
—     Вернемся же к греческой гимназии, господа. Давайте уясним для себя факт, что ее принципом являлось тройственное содружество. Во-первых, существовало взаимодействие дисциплин: спорта, гигиены, науки и искусства. Во-вторых, была хорошая преемственность поколений — старшие охотно передавали опыт младшим. И в-третьих, было единство между людьми независимо от их положения. Жажда «мускульной радости» объединяет людей различных сословий. II если они до этого не знали друг друга, то лишь потому, что их держали в отдалении. Спорт же сближает людей. Спорт был хозяином греческой гимназии; он приветствовал Разум и преклонялся перед ним, как перед важным, желанным гостем. А люди разумные не могут быть отделены друг от друга по причине родовитости и наличия средств к существованию.

В зале снова раздался шум. Некоторые господа просто негодовали: «Что проповедует этот француз? К чему зовет?»

А Кубертен повысил голос и закончил свою речь такими словами:
— Если ко всему вышесказанному добавить, что занятия спортом создают атмосферу абсолютной прямоты, так как невозможно извратить результаты, которые поддаются исчислению и единственная ценность которых заключается в том, что они открыты для всех и каждый может их проверить, мы придем к заключению о том, что маленькая республика спорта представляет собой нечто вроде модели демократического государства в миниатюре.

Пьер собрал бумаги и сошел с кафедры. Одни аплодировали ему, другие выражали недовольство. Равнодушных к его словам в зале не было.

Вот что искал Пьер в «маленькой республике спорта» — модель демократического государства.

Простая на первый взгляд мысль. Гимназия. Маленькая республика. Молодые люди проводят в ней день. Изучают арифметику, грамматику, историю, географию... Изучают физическую культуру. Именно изучают. Изучают как равноправный предмет. Как арифметику. Как грамматику. Но изучают особо. Если у тебя есть прирожденные данные и ты безошибочно умножаешь в уме сто девяносто шесть на триста двадцать пять или пишешь самое сложное предложение без ошибок, то в предмете «физкультура» никакие прирожденные данные решающего значения не имеют. На старте все равны. Беги и победи. Не можешь — тренируйся. Тренируйся упорно, настойчиво. Эта идея равенства и ожесточила противников Кубертена.

Снова начались атаки. Какая модель «демократического государства?» — возмущались в домах буржуа. Гимназия — это заведение, в котором готовят будущих адвокатов, клерков, финансистов. О каком равенстве может быть речь? И вообще, зачем ребенку спорт, если его ждет достойное наследство?

Люди состоятельные, которые могли послать своих отпрысков в гимназии, встречали в штыки мысли Пьера о реформе образования. Равенство на беговой дорожке не устраивало людей, чьи дети должны были выигрывать в жизни соответственно суммам банковских вкладов.

Как же представителям буржуазных семей было не испытывать вражды к Кубертену, когда они читали такие его выводы: «Образец древней гимназии и есть то жадно разыскиваемое нами место для встречи молодых людей независимо от их классовой принадлежности и средств. Греческая гимназия в современном обществе должна открыть путь грядущим поколениям к разумному и действительно гражданскому сознанию».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11