Будни спорта

Почему именно такое движение, а не иное? Трудно ответить на такой вопрос. Но ответить необходимо. Аргументы, выдвигаемые в защиту этой исключительности, являются часто отражением чисто механического представления некоторых физиологов о человеческом теле. Такое представление является не только неполным, но и неправильным и приводит в педагогике, например, к опасным ошибкам».

Как же все-таки определить целесообразность упражнений? На квартире Пьера собираются учителя, инструкторы, даже военные. Спорят. Снимают пиджаки. Каждый хочет показать лучшее, на его взгляд, упражнение. Доказать его пользу.

Когда гости расходятся, Пьер спешит к столу, чтобы сформулировать итог обсуждения: «Важно не само упражнение, а то, как вы его выполняете, с каким вниманием, с какой силой и, основное, для чего. Следовательно, необходим стимул. А какой лучший стимул может быть, чем тот, к которому мы прибегаем при учебе: стимул практической пользы!

Как только утренние упражнения получат определенную цель и специальный смысл, интерес к ним настолько возрастет, что им удастся понемногу войти в жизнь каждого и обрести силу устойчивой привычки».

Как-то в Союзе французских спортивных обществ Кубертен собрал большую группу педагогов, пропагандирующих утреннюю гимнастику. Это были практики. Из их рассказов Пьер сделал вывод о том, что вместо общих движений, не имеющих определенного применения, многие с охотой делают такие, которые служат выработке определенных навыков, определенных приемов. Он использовал эти рекомендации практиков в своей книге и заключил: «Нужно приблизить утреннюю  гимнастику к спорту. Упражнения станут гаммами видов спорта, ежедневными гаммами, которые будут поддерживать достигнутый уровень и подготовят дальнейшие успехи».

Рекомендации Кубертена наконец увидели свет. Тираж его книги был мал, она быстро разошлась, и многие переписывали для себя простые, но такие полезные советы.

«Вы просто не представляете себе всего, что можно сделать со столом и двумя прочными стульями. Одеяло, сложенное вчетверо и положенное на стул, превращает его в станок для тренировки пловца. На таком «станке» можно превосходно отрабатывать брасс. Спинки двух стульев, через которые вы перенесете ноги в разных направлениях, становятся подобием параллельных брусьев. Эти импровизированные параллельные брусья могут по вашему желанию превратиться затем в гантели, требующие от вас силы и ловкости. Вы монете перескакивать через табурет с опорой на руки. Упражнение на сгибание и разгибание поясницы со ступнями, подсунутыми под спинку кровати, обеспечат вам поддержание хорошей формы, если вы думаете заняться греблей; а если в это упражнение ввести еще эспандер, то вы получите достаточно полный комплекс требований, который предъявляет гребля.

Теперь укрепите на стене «грушу», которая позволит вам отрабатывать удары, как боксеру. Перемежайте эти упражнения упражнениями с палкой посередине комнаты.

Наконец, босиком на коврике можно бежать на месте несколько минут, отрабатывая дыхание. Если бы я смог найти простое объяснение, я бы рассказал еще о других, более сложных упражнениях, пригодных для любителей конного и велосипедного спорта.

Не так мало места дома, как кажется сначала. Так проявляйте же изобретательность! Позаботьтесь о себе сами!»

Однажды Кубертена посетил ректор Лозаннского университета Арнольд Реумонд. Швейцарский ученый, расхваливая работу Пьера, говорил о том, что она многих заставит по-новому посмотреть на утреннюю гимнастику, сетовал на то, что его французский коллега не углубил свой труд. Даже покритиковал Пьера за конспективность изложения. Реумонд считал, что написанное могло бы быть основой капитального труда о роли физической культуры в предупреждении заболеваний, наступлении преждевременной старости.
—     Я и сам мечтаю написать большую книгу о том, как физическая культура и спорт могут помочь сохранить здоровье, продлить молодость, отодвинуть старость,— говорил Пьер Реумонду.— Популярную, доступную книгу. Но написать такую книгу не просто. Нужно время. А главное, нужно много знать. И знания нужны специальные. Значит, нужно учиться. А учиться некогда. То олимпийские проблемы, то будни спорта.

Пьер умолк и спустя минуту мечтательно сказал:
—     А как бы хорошо было поучиться! Медицине. Поглубже вникнуть в экономику. Узнать, как относятся к нашим идеям рабочие. Доказать, что спорт начинается с бесхитростной утренней гимнастики. Но время. Оно для меня уже не течет. Оно мчится, как горная река. И мне, как и вам, никогда не удастся воздвигнуть плотину, чтобы остановить его.

Кубертен пошел провожать Реумонда. Шли медленно. Пьер продолжал разговор, начатый дома.
— Возьмись я за такую книгу, дорогой Арнольд, я непременно одним из ее героев сделал бы Гиппократа. Я рассказал бы о его выступлениях на играх, посвященных Аполлону Триопианскому, которые устраивались на полуострове Кинд в Эгейском море. Великий врачеватель древности был активным участником спортивных состязаний. Это же чрезвычайно интересно. На этих играх Гиппократ был судьей и также соревновался в ораторском искусстве с самим Геродотом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11