Очарованная душа

—     Уж не собираешься ли ты загубить свою молодую жизнь на неблагодарном поприще учительства? — шутили друзья Пьера.
—     Собираюсь,— твердо отвечал он.

Пьер Кубертен часто повторял слова о том, что если человек хочет оставить после себя заметный след, то ему не нужно идти проторенными, исхоженными путями. В то же время, подчеркивал он, проторить свой собственный путь можно, только хорошо изучив уже проложенные дороги. Говоря это, он прежде всего имел в виду необходимость овладевать знаниями. Пьер стремился расширить круг своих познаний, выйдя за рамки университетской программы. Увлекшись педагогикой, он начал изучать произведения Жан-Жака Руссо. Особое внимание Пьер обратил на мысль о необходимости физического воспитания детей, которую Руссо изложил в своей книге «Эмиль».

«Руссо рекомендует закалять детей с малых лет. Это очень верно! Руссо подчеркивает прямое влияние здоровья на развитие умственных способностей. Замечательная мысль!» — записал Пьер в своем дневнике.

Прочитан Руссо. Тщательно штудируются Ян Амос Каменский и Джон Локк. Почти целую тетрадь занимают выписки из работ Иоганна Генриха Песталоцци, из книг по греческой истории, речей великих мудрецов на олимпийских играх, подробные описания античных гимназий, в которых юноши занимались атлетическими упражнениями, а также философией, литературой и другими науками.

Различными были педагогические концепции великих ученых-педагогов. В разной форме излагали они свои идеи, и жили они не в одно время. Но красной нитью через все их труды проходила мысль о необходимости соединения умственного, нравственного воспитания с физическим.

Идеи, которые Пьер прослеживал от Каменского до Песталоцци, заставляли задуматься. Почему же сейчас многое из этих заветов забыто, отброшено? Почему спорт является привилегией только имущих классов?

Племянник Кубертена де Мадр в своих записках так описывает состояние физической культуры во времена молодости Кубертена: «Понятие спорта настолько вошло в наш образ жизни сегодня, что современному поколению трудно, если не невозможно, понять, что оно представляло в то время. По правде говоря, оно почти не существовало; само слово «спорт» было знакомо весьма немногим.

Во Франции, как, наверное, и в большей части света, спорт заключался в нескольких более или менее индивидуальных играх, которыми занимались для простого развлечения. Большинство публики было к ним равнодушно...»

Студенческая молодежь являла собой известное исключение.

Сам Пьер делил свои привязанности между верховой ездой и греблей, боксом и фехтованием. Кто были его партнеры, с кем он мерился силами, кого стремился превзойти й ловкости? Такие же обеспеченные молодые люди, как и он. Либо энтузиасты-одиночки, либо представители знатных фамилий, считавшие, что «чуть-чуть спорта» прибавит статности, позволит лучше сидеть фраку или мундиру.

Пьер не находил ответов на поставленные самому себе вопросы  Но он искал ответ.

Кубертен решает поехать в Англию, чтобы на месте увидеть, как претворяются в жизнь идеи Томаса Арнольда о сочетании умственного и физического развития молодых людей.

Он посещает колледж в Регби. Организация физического воспитания учащихся восхищает его. Он видит юношей, старательно штудирующих науки, но и не менее старательно под руководством педагогов занимающихся спортом. Оказывается, одно нисколько не мешает другому. Наоборот. Воспитанники колледжа жизнерадостны, физически хорошо подготовлены. Спортивные игры и упражнения для них дело обычное, вошедшее в привычку.

Кубертен понял, что все увиденное им в Регби возникло не на пустом месте, не появилось само собой. Педагоги, работающие здесь, хорошо знали историю и щедро черпали из этого источника знаний.

В своем дневнике Кубертен записал: «Великий англичанин Томас Арнольд продолжил работу греков с того места, где злосчастная судьба прервала ее. Он приспособил традиции и опыт греков, их формы воспитания к новым условиям... Школу в Регби можно считать отправной точкой новых форм воспитания в Британии. Мы должны возродить муниципальную гимназию античной Греции».

Обратиться к опыту древних греков! Чудесная мысль. Ведь не случайно же восхищавшие его произведения античных скульпторов, которыми он подолгу любовался в Лувре, все чаще уносили его воображение в Древнюю Элладу.

О Пьере Кубертэне той поры широко известный исследователь олимпийского движения из Германской Демократической Республики доктор Гейнец Шёбель писал в своей книге «Олимпия и ее игры», как о человеке энергичном, исключительно деятельном, одним из первых осознавшем роль физической культуры в становлении человеческой личности: «Человек пылкого воображения, Кубертен зажегся идеей олимпийских игр... он ясно увидел перед собой цель своей жизни: вернуть миру олимпийские игры, находившиеся в забвении более 1500 лет...

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10