Плечи Атланта
Распространение спорта среди рабочих, бесспорно, является для олимпизма гарантией его дальнейшего существования.
Пьер Кубертен
Статья «Откройте врата Храма» писалась тяжело.
К основной мысли этой статьи — открыть широкий доступ к сокровищам науки и искусства людям труда, приобщить их к культуре, в том числе и физической, Пьер пришел давно. После долгих раздумий и ставших уже нормой его творческого метода споров с самим собой, он написал в черновике: «Избранная часть общества специально сохраняет знания для себя, чтобы использовать их как инструмент господства».
Пьер отлично понимал, что фраза эта остра. Даже слишком остра. Но обща. Не конкретна. И подумал о том, что опубликовать ее, все равно что опустить в почтовый ящик важное письмо, забыв написать на конверте адрес. Нужно было дать точное, конкретное определение словам «избранная часть общества», «инструмент господства». Господства над кем?
Сделать же это было не просто. По многим причинам.
Среда, в которой Кубертен работал, творил, переживал многие разочарования и праздновал немалые победы, тщательно просеивала его идеи сквозь сито своих убеждений.
Кубертен умело владел языком Эзопа. И не из желания подражать, а потому, что знал: эта самая «избранная часть общества» никогда не простила бы ему обнаженной правды, но готова была, как с неизбежным злом, мириться с некоторыми его идеями, высказанными в завуалированном, иносказательном виде.
Конечно, эзоповский язык был хорош, но не универсален. Между тем часто о явлениях, фактах, проблемах нужно было говорить не иносказательно, а прямо. И Пьер говорил прямо. Он уже нажил себе немало врагов. Не боялся нажить новых. Этой же статьей он хотел завербовать союзников. Пусть даже не борцов-единомышленников, но хотя бы сочувствующих. Хотя бы нейтралов, которые не будут мешать. Статьей «Откройте врата Храма» Пьер хотел позвать за собой многих и поэтому должен был называть вещи своими именами.
Кубертен решил посоветоваться с Эдуардом Эррио. Помимо близости политических убеждений Кубертена и Эррио связывали во многом одинаковые воззрения на место физической культуры и спорта в современном обществе.
Эдуард Эррио многие годы был мэром Лиона. Там на открытии городского стадиона он познакомился с Кубертеном и был захвачен его планами. Пьер тогда предложил Эррио организовать на новом стадионе праздник молодежи мира. По ряду причин осуществить задуманное не удалось, но в лице мэра и большинства членов муниципалитета Лиона Кубертен обрел верных друзей.
— Тайну величия или упадка демократии нужно всегда искать в школе, в университете,— излагал свой план Кубертен.— Словом «Храм» я хочу символически обозначить сокровища науки и искусства. Буржуазия охраняет этот Храм. Она дает рабочим лишь те знания, которые помогают им овладеть профессией, и не больше. Я хочу выступить против этого.
Кубертен строил иллюзии о возможности достижения демократических свобод в условиях империализма, он не понимал, что прежде всего общественное развитие оказывает решающее влияние на организацию и цели образования. Будучи идеалистом, он наивно предполагал, что одного обращения к «сильным мира сего» достаточно, чтобы они сами распахнули двери его символического Храма.
Выслушав Пьера, Эррио сказал:
— Дорогой Кубертен, не мне вас учить, как пропагандировать гуманизм. Но хочу сказать вам одно: работая над этой статьей, помните, что она должна быть обращена не к тем, для кого следует «отворить врата Храма», а к тем, кто эти врата должен отворить.
То, что ваша статья многими будет встречена в штыки,— не сомневайтесь. Но кто-то и поддержит вас. Думаю, что в этой статье вы должны предстать перед теми и другими во всеоружии своих убеждений. Назовите вещи своими именами. Вы имеете на это право.
Поддержка Эррио укрепила Пьера в его намерении.
Продолжая работу над статьей, он заметил некое несоответствие в соединении символики — Храм — и конкретности поставленного вопроса. Отчетливо почувствовал необходимость дать предельно ясные формулировки.
Над исписанными, исчеркнутыми листами бумаги трудился историк-гуманист, педагог, журналист и политик. Пьер-политик, отшлифовывая статью, написал: «Рабочий класс должен произвести ревизию, инвентарную опись в этом Храме. Ценности должны принадлежать их истинным хозяевам — рабочим, своим трудом содержащим общество». И в конце: «Будущее человечества требует, чтобы в этот Храм без ограничения был открыт доступ народным массам».
К этому времени за плечами Пьера был уже немалый жизненный путь. Его идея — возрождение олимпийских игр — торжествовала. К его словам прислушивались, его оценки учитывали. Главы правительств давали ему аудиенции, устраивали приемы в его честь. В те дни Пьер записал в своем дневнике: «Никогда еще не было столько взаимных визитов. Никогда еще не было установлено столько «контактов» и произведено столько «обменов мнениями». Никогда прежде так часто не прибегали к «теплой атмосфере банкетов» — этой великой обманщице».