Вячеслав Старшинов: Мое открытие хоккейной Японии

У сборной Японии поначалу никак не ладилась комбинационная игра, но к середине первого периода она постепенно выровняла положение. Однако еще долгое время защита румын успешно сдерживала штурм соперников.

Во втором периоде, когда японцы заиграли побыстрее и в пас, в монолитной обороне румын то и дело стали появляться разрывы. И две шайбы подряд, с интервалом в четыре минуты, влетели в их ворота. Одну из них забросило звено из «Одзи Сейси». Воспользовавшись удалением румынского защитника, Адзума ринулся вперед по открывшемуся правому флангу, получил точный пас от Хикиги, вышел один на один с вратарем, уложил его на лед ложным замахом и спокойно бросил шайбу в сетку еще до того, как на него успел накатиться левый защитник.

Но румыны не были сломлены. Третий период оказался очень напряженным. Здесь румыны показали, как нужно играть корпусом. После этого урока, я думаю, у японцев еще долго болели бока.

Оцубо вновь представилась великолепная возможность проявить свой талант, особенно когда его команда осталась в меньшинстве: за задержку соперника на две минуты был удален Вакабаяси-младший. Шесть раз бросали румыны по воротам Оцубо, но он сыграл безукоризненно — правда, пять бросков было сделано от синей линии, но в одном случае его буквально расстреливали в упор. И только после неописуемой свалки у ворот Оцубо румыны сумели сравнять счет, похоронив надежды японцев на успех в чемпионате.

Затем последовали два поражения— сначала от сильной команды ГДР (1 : 3), а потом от неровно выступавшей команды Югославии (4 : 8) — и напоследок утешительная ничья с хоккеистами Голландии (1 : 1), которая, по существу, уже ничего не решала.

Япония заняла в чемпионате только шестое место.

После завершения чемпионата мира хоккейный сезон в Японии практически закончился, но я попросил руководство «Одзи Сейси» дать мне еще месяц-полтора, чтобы ознакомить игроков с новыми для них упражнениями и провести занятия по теории игры. К моей просьбе отнеслись без энтузиазма.
— Только не вздумайте сделать из наших рабочих профессиональных хоккеистов,— с улыбкой предупредил меня заместитель директора завода Сё-сан.— В первую очередь нам нужны рабочие, а не прославленные спортсмены.

Наша беседа проходила на заводе — современнейшем предприятии по производству газетной бумаги, где все технологические операции, начиная с разгрузки сырья и кончая сходом готовых рулонов бумаги с гигантских валов, автоматизированы. Поэтому поначалу мне даже показалось, что люди в этом производственном процессе не принимают участия. Облаченные в защитного цвета одежду, они были незаметны среди машин, манипуляторов, мониторов, диспетчерских пультов, телевизионных экранов, калькуляторов и счетно-решающих механизмов. В цехах не слышно было человеческой речи, кроме редких приказов властного голоса, передаваемых по селектору.

Только позже я понял, насколько изнурителен, тяжел, монотонен и безжалостен был труд на этом, казалось бы, полностью автоматизированном предприятии, над которым довлела железная пята капитала. И я проникся еще большим уважением к моим подопечным, которые, отдавая столько сил и нервной энергии работе, находили время и имели желание играть в хоккей.
—       Как вы нашли сборную Японии? — вкрадчиво спросил Сё-сан,— Честно говоря, она нас очень разочаровала.
—       Мне думается, что проблема вашей сборной — это проблема всего вашего хоккея, в котором смешались европейская и канадская игровые школы,— ответил я.— Вроде бы вы поступали логично, отбирая лучшие из каждой. У европейского хоккея стремились перенять игру в пас и скорость, у канадского — неожиданные броски и постоянную нацеленность на ворота. Я заметил, что вдоль бортов, к примеру, японцы не катаются. Вы ожидали, что этот гибрид хоккея станет жизнеспособным, но ошиблись. К тому же вы допускаете серьезные просчеты в методике подготовки игроков. Вам нужно сделать выбор. Это трудно, болезненно, но необходимо.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52