Вячеслав Старшинов: Мое открытие хоккейной Японии

...Наши ежедневные тренировки продолжились. Я хорошо понимал, что ледовая площадка уже поднадоела игрокам (в конце сезона такое неизбежно — это я знаю по себе). Но мне не терпелось до начала теплых дней поставить, хоккеистам правильное катание на коньках. Поэтому я без устали гонял их в разных направлениях, особенно по часовой стрелке, грудью и спиной, с рывками и ускорениями.
— Вы же знаете, что в игре нет линейного движения, как у конькобежцев, — растолковывал я им.— Игра — это постоянная смена ритмов и направлений.

Чтобы максимально приблизить наши занятия к игровой атмосфере, я стал обучать своих подопечных популярному у нас упражнению «коленчатый вал», или «кросс на льду».

Выкатываясь из-за ворот, игрок на большой скорости устремлялся вперед, к красной линии, здесь резко тормозил, поднимая вверх веер ледяной крошки, и бросался обратно, но, добежав на этот раз только до синей линии, вновь останавливался и, круто изменив направление, катился к противоположным воротам, покрывая за раз 96 метров. Дав хоккеисту минуту-две, чтобы он мог немного отдышаться, я снова отправлял его на старт. К этому времени я уже успел выучить пару десятков японских выражений и спортивных терминов, и — странное дело! — меня понимали. Правда, свою речь я всегда сопровождал выразительной мимикой и жестами.
—       Вперед! Скорость предельная! Не жалеть себя! Бегите что есть сил, а потом прибавьте еще сколько можно!

Один за другим преодолевали мои ученики ледовое пространство, как полосу препятствий.

А я уже напутствовал следующего, на этот раз прибегнув к помощи переводчика:
—       Бежать на пределе возможного, на едином дыхании! Тормозить как можно резче! Из таких рывков складывается игра. Сейчас вы попотеете немного, зато в игре сможете неожиданно изменить темп катания, сломать ритм своей атаки, создать неудобную для противника паузу, сбить его с толку, помешать ему понять ваш замысел и противостоять ему.

Подогретый то ли моими словами, то ли радужной перспективой будущего противоборства с противником, парень с удвоенной энергией бросился вперед.

«Коленчатый вал» хоккеистам понравился — с его помощью мы стремились приобрести общую работоспособность, выносливость, скорость и волевые качества.

В оставшееся от тренировки на льду время я рассказывал спортсменам об игровых концепциях советской хоккейной школы, ее традициях и истоках, причем по просьбе старшего тренера Масукавы старался не упустить в лекциях никаких мелочей, какими бы простыми и само собой разумеющимися они самому мне ни казались.

Мои подопечные были на редкость внимательными слушателями. Они буквально ловили (не могу сказать, что схватывали) каждое мое слово и тотчас же аккуратно заносили его в толстые тетради и блокноты, просили повторить непонятные положения и тщательно копировали тактические рисунки игры и боевые построения, а нередко вновь выходили на лед, чтобы я показал им на практике, что представляет собой объясненный элемент игры. Мне очень нравился их деловой подход к нашим занятиям...

Тренировки шли полным ходом. Добросовестные игроки «Одзи Сейси» пытались строго следовать моим наставлениям, подчас буквально изнемогая под бременем заданий, нагрузок и лекций. Я по возможности старался облегчить их участь, делая одну тренировку непохожей на другую. В каждую последующую включалась какая-нибудь мало-мальская новинка, и это новое взбадривало игроков, увлекало их, не давало скисать и помогало стойко переносить перегрузки.

Я тем временем пытался поглубже разобраться в причинах спада команды, чтобы рекомендовать ей правильное врачевание. Часы проводил у экрана видеомагнитофона, просматривая записи прошедших игр. Частенько ко мне присоединялся Масукава, а еще чаще — центральный нападающий Хикиги. Мы быстро с ним подружились, и со временем он стал не только моим единомышленником, но и помощником. Наши «военные советы», как мы называли встречи за чашкой кофе перед началом матча, сделались традиционными. На них мы разрабатывали планы предстоящей игры, оставляя после себя груды бумажных салфеток со схемами грядущих ледовых баталий. После игры мы вновь возвращались к ним, на этот раз чтобы проанализировать уже сыгранный матч.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52