Вячеслав Старшинов: Мое открытие хоккейной Японии

И вновь поднимались на помост борцы, и вновь на долгое время впадали они в своеобразный транс перед тем, как приступить к схватке. Вместе с ними впадали в транс и молились все присутствующие в зале, прося богов и духов ниспослать победу своим любимцам.

Подобное проявление веры поначалу показалось мне каким-то анахронизмом в современной Японии — развитой индустриальной державе. Однако вскоре я убедился, что религиозное поклонение проникло буквально во все стороны повседневной жизни японцев. Сотни прекрасно сохранившихся действующих храмов, кумирень и церквей встречались мне буквально на каждом шагу перенаселенного Токио. Тысячи токийцев приходили в них, молились богам и просили их помочь им в делах и семейных неурядицах, ниспослать крепкое здоровье и уберечь от уличных происшествий. Они не просто просили добрых богов и духов предков, но и задабривали их, принося к ногам идолов подношения, среди которых я, к немалому своему удивлению, обнаружил не только деньги, одежду, ювелирные изделия и чашки с рисом, но и... водку. Оказывается, духи предков неравнодушны к спиртным напиткам.

Японцы искренне верят, что мир духов находится всего лишь в нескольких шагах от реальной действительности. Правда, лихорадочный темп, взятый японской экономикой в послевоенные годы, в какой-то степени оттеснил на задний план капризных представителей потустороннего мира, и многие молодые японцы не выполняют религиозных обрядов, по крайней мере на людях.

Однако леденящие кровь истории о привидениях и домовых, некогда рассказанные стариками у домашнего очага, перекочевали теперь на экраны кинотеатров и телевизоров, на страницы книг и театральные подмостки, разжигая интерес японцев ко всякой чертовщине и выколачивая из них немало миллиардов иен каждый год.

В этих историях доминирует тема реванша, которая со времен Эдо (как назывался Токио в эпоху феодализма) по-прежнему ласкает слух и щекочет нервы некоторых японских политиков-милитаристов, предпочитающих смотреть на мир сквозь прицел автоматического карабина...

Все современные японские города сумели сохранить в себе небольшие островки истории: древние храмы, бывшие городские рвы, крепостные стены и валы. Даже в гигантском Токио нашлось место прекрасному островку прошлого— дворцу-замку Эдо, стоящему на вершине пологого холма в самом центре города.

В архитектуре многих японских городов сохранились приметы истории, но относящиеся в основном к какому-либо одному, иногда очень краткому, периоду. В отличие от других городов Японии Киото и Нара— сама история. В Наре, к примеру, зримо прослеживается вся многовековая история японской культурной жизни с ее древнейших времен. Нара — это город-музей под открытым небом, обильно насыщенней памятниками старины. И кажется, что люди здесь живут по какой-то странной случайности.

Основанная в 710 году, Нара стала первым японским городом в истинном смысле этого слова (до этого японцы жили в небольших селениях), а вскоре сделалась столицей империи. Именно здесь в течение восьми десятилетий, вплоть до постройки Киото, японские художники, философы, государственные деятели и поэты создавали цивилизацию, черты которой сохранились до наших дней.

Нара известна гигантской статуей Будды — на ее распростертой ладони легко умещаются три взрослых мужчины. На отливку фигуры понадобилось 437 тонн бронзы да еще 95 килограммов золота на ее покрытие, месторождение которого по счастливому совпадению было открыто именно в то время, когда пришла пора золотить статую. Правда, Большой Будда не всегда был столь удачлив. Ему оторвало голову во время сильного землетрясения 855 года, а в 1180 году огонь гигантского пожара расплавил его голову и правую руку. На этом его злоключения не закончились — в пожаре 1567 года Будда вновь потерял свою голову.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52