Прощание с прекрасной Катариной Витт

«Я уверена, что пройдет немало лет, прежде чем кому-то из фигуристок удастся повторить мой олимпийский успех,— заявила в Калгари, в день своей второй олимпийской победы, Катарина Витт.— Ведь и мне удалось добиться такого результата лишь через 52 года после знаменитой Сони Хени».

Думаю, что спортсменкой из ГДР руководила тогда не только трезвая оценка трудности свершенного, но и гордость, законная гордость человека, достигшего высочайших спортивных вершин.

Не так уж много было тех, кто ставил под сомнение успех Витт, и все же вторая золотая олимпийская медаль досталась ей нелегко. Спор с Деби Томас из США, проигранный на чемпионате мира в Женеве-86, выигранный затем в 1987 году в Цинциннати, к зимней Олимпиаде в канадском Калгари обострился, казалось, до предела. И в решающий день, когда фигуристки исполняли произвольную программу, Катарина вместо тройного риттбергера выполнила двойной. Чуть облегчила задачу в этом самом трудном для нее прыжке, и тут же мелькнула мысль: «Все. Если Томас все сделает чисто, «золото» у нее в кармане».

Но недаром говорят, что ко всем достоинствам спортсмену нужно еще и чуточку везения. Фортуна хранила свою улыбку для Катарины. Главная дуэль Олимпийского турнира фигуристок должна была состояться между Витт и Томас, двумя Кармен (их композиции были на одну тему и близки по музыке: Визе — Щедрин — у чемпионки ГДР, Визе — у чемпионки США). Но нервы Томас не выдержали — она допустила целый ряд ошибок и, заняв в решающий день лишь четвертое место, довольствовалась в итоге бронзовой наградой.

К тому же в спор вмешалась одна из хозяек Олимпиады — канадская фигуристка Элизабет Мэнли, победившая в произвольном катании и получившая в награду «серебро».

А 22-летняя двукратная олимпийская чемпионка на редкость ровно прошла дистанцию олимпийских соревнований. Она была третьей в «школе», первой в короткой программе и второй в произвольной, еще раз доказав, что в многоборье побеждает тот, кто достаточно силен во всех его компонентах.

«Я оказалась все-таки покрепче,— не без вызова заявила Катарина.— Чтобы четко выполнить все прыжки, нужно иметь незаурядное самообладание. Мне не удалось избежать ошибки, ну а Деби и вовсе оказалась не в форме. Нет, она обыкновенный человек, отнюдь не чудо».

Чудо ли сама Катарина?
Десятки тысяч ее поклонников ответят на этот вопрос однозначным «да».

Она приехала в Калгари признанной фавориткой — обладательницей шести европейских корон и трех мировых. Олимпийский турнир фигуристок называли «Олимпиадой Катарины Витт». Вопреки сложившемуся в течение последних лет мнению о том, что женская часть программы — самая скучная, в «Олимпик сэдлдоум» во время состязаний женщин места не пустовали. Задолго до триумфального финала Катарина была едва ли не самой популярной личностью в Калгари. Ей посвящались пресс-конференции, целые газетные страницы; она давала интервью и множество автографов; ее стремились заполучить парфюмерные и косметические фирмы, заранее предлагая заманчивые контракты; вездесущие газетчики всерьез утверждали, что любимец Калгари двукратный олимпийский чемпион итальянский горнолыжник Альберто Томба без ума от прекрасной Кати и готов предложить ей руку и сердце.

Естественно, что не всем это нравилось, особенно представителям американской прессы, которые были заинтересованы в популярности своей претендентки на чемпионский титул и в ее победе. Они пытались выбить Витт из колеи мелкими уколами за неимением серьезных аргументов. Вот один из пассажей, посвященных Витт, корреспондента агентства Ассошиэйтед Пресс: «Блестки на костюме и заколки, мощь и самообладание, талант и полная мобильность, тройные прыжки и великолепная дорожка шагов. Губы и бедра, ноги и глаза... Чемпионка мира блестяще умеет показывать все свои преимущества перед соперницами. И здесь, в Калгари, она, конечно, постарается доказать, что по всем компонентам она — лучшая в мире.

Но вернемся к ее внешнему виду. Ее одежда просто убийственно действует на публику, а сама спортсменка делает все, что захочет, не только с публикой, но и с судьями. Это, естественно, вызывает к ней неприязнь со стороны соперниц и их тренеров.
—       Мы сюда приехали соревноваться в фигурном катании, а не показывать публике соблазнительные части тела,— с неодобрением сказал журналистам один из таких тренеров, намекая на костюм Витт для короткой программы, в которой она изображает шоу-герл.
—       Когда я надеваю костюм, полностью соответствующий моей композиции, я чувствую себя значительно лучше,— парировала Витт.— И потом, почему я не могу подчеркнуть то, что на самом деле привлекательно?

И она это делает, и это работает на нее».

Можно, конечно, пытаться и таким образом объяснять успех выдающейся спортсменки. И, наверное, в какой-то мере популярное имя, репутация, манера держать себя «работают» на спортсмена. Но не это, безусловно, определяет успех.

Нет, она не чудо. Она — человек, поставивший перед собою цель и посвятивший жизнь се достижению, сконцентрировавший все силы и способности, человек, не позволяющий себе поблажек.

Вот она выходит на старт. Ни тени видимого волнения, полная собранность, сосредоточенность, бесстрастность... И лишь когда дело сделано, программа «отработана», она позволяет себе всплеск эмоций...

Вот она идет по проходу за кулисами. Строгий костюм, гладкая прическа (правда, не без наимоднейших деталей), подтянута, элегантна, плечи развернуты, спина в струнку — полное сознание собственной привлекательности и достоинства...

Вот она дает интервью. Серьезно, продуманно отвечает на вопросы, лишь изредка позволяя себе шутку или улыбку, но зато как остроумна реплика, как лучезарна улыбка...

Можно рассуждать о технике и мастерстве, об артистичности и обаянии разных фигуристок. Но когда речь идет о борьбе за первенство между двумя примерно равными, на передний план все-таки выходит умение владеть собой. Олимпийский турнир фигуристок в Калгари убедительно подтвердил это.

Ведь за какие-то полчаса до старта Томас олимпийская чемпионка предоставила ей полную возможность добыть вожделенное «золото», проиграв соревнования по произвольной программе. И тем не менее американке пришлось лишь горько сожалеть о том, что она не сумела воспользоваться шансом, данным ей соперницей. «Это был не мой день,— пыталась оправдать себя Деби.— После первого не совсем удачного каскада я почувствовала, что ноги изменили мне, стали чужими. Я не смогла заставить их подчиниться...»
Не смогла заставить подчиниться. Витт не позволила бы своим ногам такого своевольного поведения.

Мало кто рассчитывал увидеть новое «сражение» между Витт и Томас после Олимпиады — на мировом первенстве в Будапеште: слишком много сил  отдали спортсменки в Калгари, да и все точки над i были уже расставлены. Томас со свойственной ей откровенностью заявила, что четыре минуты ее финала на Олимпиаде показались ей кошмаром. «Я рада, что все наконец кончено. Я не могу больше думать о фигурном катании, я возвращаюсь к учебе и хочу жить спокойно».

Но она не была бы все же спортсменкой, если бы не попыталась в последний раз бросить вызов сопернице.

Столица Венгрии в марте 1988 года увидела новый спор двух Кармен. Олимпийский сюжет повторился. Пьедестал почета во Дворце спорта «Будапешт» являл собой точную копию олимпийского.

На тренировке фигуристок перед последним стартом в Будапеште дали музыку «Кармен» для Томас. Все уехали со пьда, кроме второй Кармен. Начала прокат Деби, ближе к бортику прокатывалась тихонько Кати. Сначала прокатывалась, потом начала всерьез. У Деби хватило выдержки на две минуты. Она ушла со льда. Кати программу закончила. Вот так!

Что же такое Катарина Витт?

Катарина родилась 3 декабря 1965 года. Ее родной город— Карл-Маркс-Штадт, известный своей школой фигурного катания, возглавляемой знаменитой Юттой Мюллер, воспитавшей Габи Зайферт, Яна Хоффмана, Анетт Петч — спортсменов, в разные годы блиставших на международной арене.

В пятилетнем возрасте, гуляя с родителями, проходила Мимо катка и остановилась посмотреть, как катаются дети. Ей так понравились шустрые, ловкие ребятишки, что неудержимо захотелось тут же попробовать самой. Уговорила родителей разрешить ей выйти на лед. Получив согласие и коньки в придачу, пришла на каток, выехала, ковыляя, на середину «и почувствовала, что это — мое» — так рассказывала она о своем начале. И тем не менее прошло немало времени, прежде чем стало ясно, что среди юных фигуристок ГДР появилась новая талантливая девочка. И, конечно, ее наставником стала фрау Ютта, а рядом на одной площадке тренировалась победительница Олимпиа-ды-80 Анетт Петч.

Первый большой успех пришел к 15-летней Кати в 1981 году, когда она впервые стала чемпионкой своей страны. С тех пор никто не смог оспорить у нее этот титул. В 1983-м — первый успех на чемпионате Европы, и вновь на долгие годы, а в 1984-м—победа на мировом первенстве по фигурному катанию.

Одно из ярчайших мгновений в жизни спортсменки — золотая медаль в олимпийском Сараеве-84, другое — реванш в Цинциннати-87 за поражение на чемпионате мира 1986 года в Женеве, где успех сопутствовал Томас.

Впрочем, женевская неудача не прошла даром. Она помогла Катарине извлечь полезный урок для будущего.
— Каждый спортсмен, по-моему, должен иногда получать такие уроки,— рассказывала она.— Если бы не Женева, мне, возможно, так и не удалось бы избавиться от некоторых усвоенных стереотипов. Я не усомнилась бы в правильности избранного стиля и не смогла бы выйти на новый уровень творчества.

Действительно, в сезоне-87 любители фигурного катания увидели совсем другую, обновленную Витт. Привыкшие к рациональной манере фигуристки, высокотехничной, но не блиставшей особо выразительностью и, казалось, не обладавшей яркой артистичностью, зрители и специалисты обнаружили вдруг в «железной Катарине» «Катарину прекрасную», женственную, очаровательную современную девушку, владеющую не только всем арсеналом технических и танцевальных приемов, но и умеющую зажечь аудиторию всплеском эмоций, неподдельного веселья, свободой и раскованностью.

Есть ли секреты у двукратной олимпийской чемпионки?
— Нет,— утверждает она. — Никаких секретов нет. Есть только способ жить и тренироваться. Конечно, нужно и немного удачи. Но успех всегда зависит все же от того, как вы работаете, сколько и насколько качественно тренируетесь, а вовсе не от того, везет ли вам или, скажем, знаменитый ли у вас тренер. Впрочем, с тренером мне действительно повезло. Она мне как мама. Я всегда обращаюсь к ней, когда возникают какие-либо проблемы, и не было случая, чтобы она не дала мне хорошего совета. У нас очень теплые отношения. Я люблю ее, восхищаюсь ею и буду восхищаться всегда...

Она унаследовала грациозность и любовь к танцам от матери, музыкальность и любовь к пению — от отца, обладающего хорошим голосом. «Но без четкой цели и настойчивости вряд ли эти качества чего-либо стоили,— считает Катарина.— Я всегда знала, чего я хочу, и добивалась этого».

Конечно, как каждому человеку, ей порой больше хотелось развлечься, поехать за город или делать еще что-нибудь, более приятное, чем тренировка. Бывали времена, когда желание забросить ботинки с коньками подальше становилось почти непреодолимым, особенно летом, когда предстоящий сезон кажется таким далеким...

26 марта 1988 года она в последний раз вышла на лед, чтобы покинуть его навсегда. В этот день у выхода из Дворца спорта в Будапеште ее ждала огромная толпа болельщиков, жаждущих автографа. Она подписала открытки нескольким десяткам счастливцев и удалилась в сопровождении «мамы Ютты» в отель.

Что же будет делать теперь Катарина?
Прежде всего — продолжит учебу в Берлинской школе драматического искусства.
— Я еще не знаю, Стану ли я актрисой, певицей, диктором на телевидении или кем-то еще. Я хочу попытать счастья и в том, и в этом, а затем выбрать то, что будет доставлять мне такое же удовольствие, как фигурное катание. Я не представляю себе, как можно обходиться без зрителей. От них я всегда получала заряд энергии, чувствовала свое единство с ними. Признаюсь, что не хочу терять известность. Не хочу, чтобы в один прекрасный день кто-нибудь, встретив меня, сказал: «Не та ли вы фигуристка, что была когда-то знаменита?»

Я есть, и я буду. Надеюсь, даже буду больше знаменита, чем сейчас.