Штеффи Граф

«Золотой шлем»

Когда в спорте сбываются самые невероятные предположения, то для специалистов наступает довольно сложный момент — оказывается, ничего невозможного нет и наша фантазия ограничена. Успех Штеффи Граф в олимпийском году уже не кажется невероятным, но зато возникает вопрос: а сможет ли кто-нибудь его повторить? Талантливая западногерманская теннисистка сумела выиграть сначала «Большой шлем» — одержала победы в четырех крупнейших состязаниях года: на открытых чемпионатах Австралии, Франции, на турнире в Уимблдоне и на чемпионате США, а затем добавила к этому еще и «золото» олимпийского турнира в Сеуле. И сразу несколько журналистов независимо друг от друга пустили в обращение новый термин — «Золотой большой шлем».

...Вообще термин «Большой шлем» впервые использовал в спортивной журналистике американский репортер Алисон Данциг, который позаимствовал его из... карточной игры бридж. «Большой шлем» означает такую комбинацию, которая практически никогда не выпадает, но о ней мечтает каждый игрок. Теперь в мире тенниса «Большой шлем» означает четыре круга крупнейших турниров, выигранных спортсменом или спортсменкой в течение одного года. И хотя хороших игроков в истории этого вида спорта немало и некоторые «звезды» выигрывали по три турнира, тем не менее завоевать «Большой шлем» удавалось только единицам. Причем как такового «Большого шлема» — приза с таким названием — не существует.

Титул, который принадлежит Штеффи — обладательнице «Золотого большого шлема», — также существует только в материалах журналистов или писателей.

Эта девушка, которой удалось совершить спортивный подвиг в девятнадцать лет, заслуживает того, чтобы о ней писали. Она вызывает огромный интерес любителей спорта.

...В начале 1988 года знаменитая австралийская теннисистка Маргарет Корт, которой удалось в свое время выиграть «Большой шлем», заявила о том, что не сомневается: Штеффи Граф удастся в ближайшем будущем повторить ее успех. Правда, Корт при этом оговорила одно условие: «Для этого она должна оставаться всегда хладнокровной. Она часто волнуется. Думаю, что сейчас самая большая ее проблема — оказываемое на нее психологическое давление в ФРГ со стороны общественности, болельщиков и средств информации». А затем Корт поделилась и другим впечатлением о юной теннисистке: «Она чем-то напоминает меня — так же серьезна во время игры. При подаче, как мы делали раньше, держит в руке два мяча. Мне она симпатична».

В середине сезона-88 та же Корт сказала: «Штеффи сейчас с физической точки зрения сильнейшая в мире. Она и до этого сезона обладала высокой техникой, но, прибавив в «физике», сразу вырвалась вперед. Это дает ей возможность варьировать тактику во время игры. Теперь она часто выходит к сетке, а не размещается постоянно, как это было раньше, у задней линии. Я предчувствую, что у нее будет блестящее будущее и она сумеет побить многие из существующих ныне рекордов».

Знаменитая в прошлом теннисистка Билли-Джин Кинг так сказала о Граф: «Она—настоящая чемпионка. Она стремится к совершенству и постоянно горит желанием улучшать свою игру. Штеффи пытается вести игру в своем русле, и это отличает великих чемпионов. Мы часто слышим о случайных, о ничем не объяснимых ошибках, но тем и отличаются выдающиеся игроки, что они заставляют ошибаться соперников... С первого раза, когда я увидела ее в 1984 году, я поняла, что в ней что-то есть. Она выглядела, как Бемби на длинных ногах, но, увидев ее удар справа, я уже тогда знала, что мячи, которые летели в ограждение, через пару лет будут ложиться точно на корт. А кроме того, она любит играть в условиях соперничества — это для нее как бы вызов».

Билли-Джин в последние годы активно выступает в качестве телекомментатора, и ее слова слышат миллионы телезрителей. А если добавить к этому, что она побеждала на девяти турнирах «Большого шлема» и имела 20 «титулов» Уимблдона, побеждая в одиночном, парном и смешанном разрядах, была первой теннисисткой мира с 1966 по 1972 год, го ее слова для большинства имеют особый вес и значимость.

Кстати, Билли-Джин считает, что сейчас выиграть «Большой шлем» сложнее, чем раньше. Дело в том, что чемпионат Франции игрался на грунтовых кортах, а остальные три турнира— на травяных. Теперь положение изменилось: первенства Австралии и США играются на твердых площадках, а потому, чтобы выиграть четыре турнира, требуется быть более универсальным игроком, чем раньше.

В мировом теннисе 1988 год имеет особое значение — этот вид спорта вернулся в число олимпийских, и это сразу увеличило его популярность в мире. Объединенные усилия президента МОК X. А. Самаранча и президента ИТФ Ф. Шатрие приносят свои плоды. По мнению многих журналистов, турнир удался, на нем выступали «звезды», высшие награды достались действительно достойнейшим, а борьба за них отличалась высоким накалом.

Но есть и еще одна особенность этого года — он вошел в историю тенниса тем, что в нем «новая волна» женского тенниса достигла апогея. По оценкам некоторых специалистов, это произошло летом, когда Мартина Навратилова на Уимблдонском турнире сдала свои полномочия, уступив дорогу новому поколению. К «новой волне» журналисты причислили Граф, а также аргентинку Габриэлу Сабатини и нашу Наталью Звереву. Тогда же трехкратная чемпионка Уимблдона американка Крис Эверт произнесла слова: «Времена меняются. Сейчас нам пришла смена, и смена очень сильная». И действительно, поближе к осени зрители на открытом чемпионате США обнаружили, что в финале уже нет ни Навратиловой, ни Эверт, чье присутствие казалось многим обязательной частью программы. Более того, Навратилова не приехала на олимпийский турнир в Сеул, а Эверт хотя и была там, но успеха не добилась, не сумев пробиться в финал — она потерпела поражение уже на довольно отдаленных подступах к нему.

Но сначала немного о том, откуда появилась Граф.

К теннису ее привлек отец. Он сам довольно поздно взял в руки ракетку. А нередко случается, что отцы, не сумевшие добиться успеха в полюбившемся им виде спорта, мечтают воспитать из детей «звезд» или, по крайней мере, стремятся к тому, чтобы дети пошли дальше их. У Штеффи ракетка оказалась в руках, когда ей было всего четыре года. В этом возрасте дети очень любят подражать взрослым, и не удивительно, что Штеффи стала столь же горячей поклонницей тенниса, как и родители. Первый тренер недостаточно хорошо владел всеми приемами и обучил ее главным образом удару справа. Начав участвовать в различных соревнованиях— речь идет о детских и юношеских,— девчушка довольно скоро стала добиваться успехов. И хотя она выросла в небольшом городке Брюле, тем не менее именно благодаря частым поездкам по Европе она приобрела тот самый опыт участия в субботних и воскресных турнирах, который позволил ей затем чувствовать себя уверенно на корте в любом уголке мира.
— Однажды я играла со Штеффи — ей было тогда тринадцать лет — на турнире в Штутгарте,— вспоминала известная американская теннисистка Трейси Остин, бывшая в свое время сама «чудо-девочкой».— Это был ее первый матч в системе профессиональных соревнований. Она каждый раз била по мячу так, что он летел со скоростью 400 миль в час, и я сказала: «Это еще что за ребенок?» (Самой Остин было в то время девятнадцать лет, она значилась второй теннисисткой мира.) И, вы знаете, она играла со мной так, словно между нами нет никакого различия.

Восхождение Штеффи Граф на вершину спортивной славы, как, впрочем, и ее занятия теннисом, является целиком заслугой ее отца, Петера. Увидев, что дочь может играть в теннис не просто хорошо, а очень хорошо, он с немецкой пунктуальностью и последовательностью разработал для нее план жизни. Более того, он стал в какой-то степени похож на курицу-наседку, хлопочущую над своим цыпленком. Например, это выражается в том, что Петер Граф отгоняет от дочери чересчур навязчивых репортеров или поклонников. Зато годы работы по этому плану привели к «Золотому большому шлему». Кстати, Петер имел свое автомобильное дело в Брюле, где и по сей день они живут, но, когда он увидел первые серьезные успехи Штеффи, продал его, чтобы сконцентрироваться на теннисной подготовке дочери. Можно предположить, что в какой-то степени на него и других членов семьи повлиял теннисный бум в ФРГ, вызванный успехами и гонорарами Бориса Беккера. Отец сам тренировал Штеффи некоторое время, но потом понял, что уже не может соответствовать уровню мастерства дочери, и пригласил в качестве наставника достаточно известного и сильного теннисиста Павла Сложила из Чехословакии.

Со Штеффи также стала работать «бригада» специалистов, вроде бы не имеющих отношения к теннису. Кто же входил в эту «команду», подобранную Петером Графом для своей дочери? Весьма вероятно, что она была достаточно большой. Но в печать просочились сведения лишь о нескольких людях.

За общефизической подготовкой Штеффи следил Эрко Прулл, который некогда был легкоатлетом международного класса и выступал на дистанции 800 метров. «Лампи» Лехневски был нанят для того, чтобы обучать Штеффи... баскетболу. Это должно было улучшить ее технику прыжка. Известно также, что она уделяла внимание и занятиям со штангой. В результате этих занятий скорость и подвижность девушки вызывают теперь у всех восхищение.

В 1986 году семнадцатилетняя Штеффи была признана лучшей спортсменкой ФРГ. Дело в том, что она стала третьей теннисисткой мира, к тому же в течение года потерпела лишь шесть поражений от блиставших тогда Мартины Навратиловой, Крис Эверт и Ханы Мандликовой.

Зато в 1987 году ей уже сулили громкие победы. Граф начала сезон во Флориде, буквально разгромив своих главных соперниц — за 56 минут Навратилову, за 59 минут Эверт. После этого специалисты стали всерьез рассуждать, удастся ли девушке выиграть в этом сезоне «Большой шлем». Они чуть-чуть торопились. Папа Петер не планировал этого успеха.

В финале Уимблдона-87 Мартина Навратилова нашла слабое место в игре юной соперницы— та не любит мячи, пущенные под левую руку. Благодаря этому опытной теннисистке удалось одержать важную победу. Год спустя на центральном корте Уимблдона Штеффи уверенно принимала любые мячи, зато ее удары ставили именитую соперницу в тупик. «Граф играла гораздо лучше. Я не думала, что она сможет настолько улучшить свою игру»,— сказала Навратилова. При этом воздадим должное бывшей «звезде» — она не стала говорить об упущенных возможностях, а нашла в себе мужество признать силу соперницы. Навратилова отметила также скоростные качества Штеффи: «Я хорошо била с лёта, а она успевала к мячам. Другие их даже не могли бы достать, а она не только «вытягивала», но и выигрывала очки ответными ударами».

Граф стала первой немкой, которой удалось выиграть Уимблдонский турнир после 1931 года, когда здесь первенствовала Силли Ауссем.

Теннисист чувствует возможность своего успеха или поражения в разные мгновения. Иногда это бывает в ходе матча, иногда — в первом же гейме первого сета, иногда — в момент подачи последнего мяча на тай-брейке. НаУимблдонском турнире Штеффи поняла, что выиграет финал, когда, пережидая дождь, соперницы сидели в раздевалке. «Я увидела Мартину,— сказала Штеффи,— она не могла расслабиться. И я подумала, что ей будет нелегко вернуться в игру».

После Уимблдона стало ясно, что Штеффи может выиграть «Большой шлем». Но сколько спортсменов были в одном шаге от финиша и... проигрывали. Играть, зная цену каждого очка,— тяжелейшее испытание.

Штеффи победно прошла через него. И сразу после окончания открытого чемпионата США Граф отправилась в Сеул, что было ее давним решением. Она приняла его еще в 1984 году, когда выиграла первое место на «пробном» олимпийском турнире в Лос-Анджелесе. «Хотя это и будет трудно — играть сразу после одного турнира другой,— тем не менее я буду стремиться к победе и там»,— заявила девушка, удивляя всех своим спокойствием и хладнокровием.

Кстати, в Сеуле она произвела на всех приятное впечатление, появившись в форме сборной ФРГ. Поселилась она в Олимпийской деревне вместе с соперницей и одновременно подругой по команде Клаудией Коде-Килш.

Еще до начала олимпийского турнира в Сеуле, глянув на турнирную сетку, Штеффи сказала, что для нее первым серьезным испытанием станет встреча с Ларисой Савченко. Она прекрасно понимала силу остальных соперниц и поэтому «вычислила», кто будет ее соперницей в четвертьфинале.

Это был прекрасный матч, в котором зрители увидели настоящее соперничество, острую  и увлекательную борьбу. Граф выиграла.

На послематчевой пресс-конференции Штеффи призналась, что «это был действительно тяжелый матч. Я проигрывала 1 : 3 и поняла, что если буду продолжать в том же духе, то могу проиграть. К концу матча я играла лучше, ко мне вернулась подача, а в самые нужные моменты мне удалось несколько хороших ударов...»

Специалисты отметили, что Савченко несколько раз выигрывала важные очки со второй подачи, которую Граф не могла принять. Савченко была настолько собранной, что не делала двойных ошибок, которыми грешила в матчах с другими соперницами. Для Штеффи оказалось очень трудным переломить ход матча. Во втором сете лучшая теннисистка мира неожиданно для себя оказалась в трудном положении, принимая подачу, она отвечала то резаным ударом, то топ-спином, но мячи летели или в сетку, или за корт. Савченко удавались хорошие удары.
—       Могу согласиться, что это был один из труднейших для меня матчей в году,— призналась Граф.— Конечно, мне нелегко играть и с Сабатини, но... Савченко является игроком, который может быть очень трудным соперником. Она способна хорошо подавать и играть с лёта, и когда это ей удается, с ней очень тяжело играть. Я довольна, что моя встреча так кончилась. Знаете, когда понимаешь, что могла проиграть, но все-таки добилась успеха, это поднимает настроение. Я рада, что выиграла и вышла в полуфинал.
—       Помогает ли вам то, что иногда приходится играть очень напряженные матчи?
—       Я думаю, что это неплохо. На чемпионате США, Франции было довольно много легких матчей, там просто было «делать счет». Приятнее завоевать победу в серьезном матче.

Разумеется, после завоевания «Большого шлема» публика на трибунах симпатизирует Штеффи, болеет за нее. Но влияет ли что-нибудь на девушку, спокойствие которой наводит на мысли о сфинксе.
—       Трудно сказать, помогают ли мне трибуны,— сказала она.— Конечно, приятно иметь поддержку, но это не влияет на мою игру, на тот стиль, в котором я играю. Может быть, это влияет больше на соперника, чем на меня.

Любопытной была ее оценка выхода в полуфинал олимпийского турнира после победы над Савченко. Дело в том, что заранее было известно: проигравший в полуфинале получает бронзовую медаль, матч за третье место не планировался. Некоторые участники говорили, что это влияет на психологическое состояние теннисисток. «Конечно, я рада выходу в полуфинал, но мне хочется большего. Быть в полуфинале для меня означает то же самое, что держать вилку в руке и иметь возможность подцепить кусок...» Кажется, это была единственная шутка, произнесенная ею в Сеуле.

В финале она без особых проблем победила Габриэлу Сабатини.

Известная английская теннисистка Энн Джонс высказала свое предположение о будущей карьере Граф: «Она похожа на альпиниста, который покорил Эверест. Он оглядывается вокруг в поисках новой вершины, которая была бы немного повыше. Но, конечно, такой нет». Другими словами, у нее нет мотивов для дальнейшего роста, все ее амбиции оказались удовлетворенными.

Но вот что говорит сама Штеффи: «Сначала все говорили о «Большом шлеме», а теперь все хотят знать, остались ли у меня мотивы для совершенствования. Это не проблема. Мартина Навратилова все еще может выиграть у меня, хотя я больше люблю играть с Крис Эверт. Есть и другие опасные игроки, такие, как Лариса Савченко из Советского Союза. Люди не понимают, что я не гонюсь за титулами или за тем, чтобы быть первым номером в мире. Я просто пытаюсь играть как можно лучше. Когда выигрываешь турнир «Большого шлема», становишься первым номером или выигрываешь золотую медаль, все вокруг выглядит несколько более приятным. Но все-таки у меня есть цель — быть настолько совершенной, насколько я могу». Кажется, это самый лучший мотив для совершенствования в игре.