Каким было пятиборье

Единственным видом состязаний на Олимпийских играх сначала был бег. Постепенно в программу стали включать метание диска и копья, прыжки, борьбу, гонки колесниц. Особенно интересными были соревнования пятиборцев — пентатлон. В пятиборье входили: бег на одну стадию, прыжки, метание диска и копья и, наконец, борьба.

Победа в пятиборье считалась особенно почетной: труднее победить сразу в пяти состязаниях, чем в каком-либо одном.

Едва лишь заканчивались соревнования в беге, как тотчас, не успев даже отдохнуть, атлеты должны были показать свое искусство в прыжках. Они прыгали в длину с разбегу, почти так же, как наши современные спортсмены. Только вместо бруска, вкопанного в землю, на арене были уложены деревянные или каменные плитки, от которых атлет отталкивался ногами. Интересно, что прыгал он не налегке, а с каменными гантелями в руках. Считалось, что гантели могут увеличить силу толчка и помочь прыгуну сохранить равновесие. Расстояние, на которое прыгал атлет, отмечалось колышком в том месте, где на мягкой земле оставался отпечаток его ног. По правилам, после приземления обе ступни прыгуна должны были находиться рядом. Если одна из них хотя бы немного выдвигалась вперед, прыжок не засчитывался. Рядом с атлетами обычно стояли флейтисты и услаждали их слух музыкой. Вероятно, музыка помогала. В летописях, правда, не сохранилось достоверных сведений о том, какой длины были лучшие прыжки. По некоторым источникам, знаменитый прыгун Файл прыгнул более чем на 16 метров. Этого, конечно, не могло быть: ведь современный мировой рекорд по прыжкам составляет только 8 метров 28 сантиметров. Остается предположить, что древние атлеты состязались не в обычных прыжках в длину с разбегу, а в тройных. Оттолкнувшись от каменных плит и приземлившись, они, вероятно, снова отталкивались одной ногой и, пролетев по воздуху некоторое расстояние, совершали третий прыжок. В этом случае цифра 16 метров не вызвала бы удивления. Именно такие и даже лучшие результаты показывают теперь в тройном прыжке сильнейшие легкоатлеты мира.

Закончились соревнования по прыжкам. Теперь атлет берет в руки каменный или бронзовый диск, украшенный затейливым узором, и становится на каменный постамент. Сильными и широкими взмахами рук он раскачивает тяжелый диск. Еще мгновение — и диск в воздухе. Мощное движение дискобола перед броском изобразил в своей статуе знаменитый древнегреческий скульптор Мирон. Рассматривая статую, спортсмены пытались подражать движениям мраморного дискобола. Правда, из этой затеи ничего не вышло: диск падал совсем близко. Так продолжалось до тех пор, пока не был изобретен другой, более совершенный способ метания, которым и пользуются теперь все дискоболы мира.

Четвертый вид состязаний, входивших в пятиборье, — метание копья.

Древнегреческое копье отличалось от современного. Это длинный тонкий шест с тяжелой шишечкой на конце. Посреди древка к копью прикреплена была петля из кожаного ремня, которую атлет придерживал пальцами, чтобы придать копью вращательное движение и увеличить дальность броска.

Древние греки были очень искусными метателями. Они одинаково хорошо бросали копье как правой, так и левой рукой, а также умели метать двумя руками два копья сразу.

Заключительное упражнение пятиборья — борьба.

В борьбе прежде всего ценилось искусство атлетов. Победу приносили не только сила, но и ловкость, смелость, красота приемов. Греки справедливо считали, что борьба укрепляет волю и развивает мускулы. Вот что говорил о пользе борьбы древнегреческий писатель Лукиан: «Я бы охотно поставил перед тобой одного из бледных юношей, выросших в тени, и любого, кого ты выберешь из гимназии, и спросил бы, на кого из них ты хотел бы походить. Я знаю, что ты с первого взгляда, сейчас же, даже не испытывая на деле того и другого, захотел бы быть крепким и ловким, а не изнеженным, расслабленным и белым от недостатка крови».

Перед началом схватки борцы тянули жребий. Вот судья бросил в серебряную кружку жетоны. На них написаны буквы греческого алфавита. На каждых двух жетонах одинаковая буква. Борец опускает в кружку руку и берет жетон. Судья, стоящий рядом, придерживает руку атлета для того, чтобы тот не мог увидеть букву на жетоне и заменить его другим. Атлеты, вытянувшие жетоны с одинаковыми буквами, должны бороться друг с другом. Если по жребию борются сильные и опытные соперники, схватка затягивается, но зрители довольны.

Борцам разрешались различные приемы. Можно было схватить противника за ноги или ногами зажать ему голову, применить подножку, бросить соперника через бедро. Запрещалось только пускать в ход кулаки.

Обычно схватка происходила на арене, посыпанной песком. Это для того, чтобы, прилипая к потному телу, песок делал его не таким скользким. Над ареной во время поединка подымалось облако пыли. Если противник был слаб и победа доставалась атлету легко и быстро, зрители, смеясь, говорили:
— Он победил, даже не запылившись.

Победа присуждалась тому, кто трижды заставлял противника коснуться земли — спиной, плечом или бедром.

Победителем в пятиборье считался тот, кто больше всех одерживал побед во всех пяти видах состязаний.