Делчев исполняет «сальто Делчева»

То же самое повторилось и в финале отдельных видов многоборья. Все пять комплектов наград уже «разобраны». Осталась только перекладина. И снова стройный Стоян Делчев получает в этом виде высшие оценки, «отбирая» золотую медаль у признанных мастеров Ткачева и Маркелова.

Все убедились, что на международном помосте появился новый виртуоз высочайшего класса.

На следующий год Делчев держал важный экзамен на мировом первенстве. Оно проходило во французском городе Страсбурге. Тот турнир был памятен Николаю Андрианову: он, герой Монреаля, вновь победил всех гимнастов мира. А «бронзу» выиграл юный Александр Дитятин.

Делчев проявил характер. Дебютант мирового помоста смело шел в горячий бой за лидерство, его восьмое место в многоборье специалисты расценили как принципиальный успех болгарской школы гимнастики.

Тогда Никола Николов говорил, что Стояну нужно доказать многоборность своей подготовки, показать, что у него нет отстающих видов. С каждым сезоном комбинации усложнялись, модернизировались, времени на шлифовку было маловато.

В последний день мирового чемпионата болгарский гимнаст продемонстрировал высокое мастерство. Заняв пятое место в вольных упражнениях, где исполнил двойное сальто, двойной винт и «лунное сальто», Стоян затем выиграл бронзовую награду в упражнениях на коне.

Вот радости у них было — у тренера и ученика. Первая награда страны за многие годы! Но этим все не закончилось. Под самый занавес турнира Делчев завоевал медаль такого же достоинства и на перекладине. Причем свой «фирменный» элемент «сальто Делчева» (а именно под таким названием оригинальный трюк вошел в мировую классификацию) гимнаст исполнил дважды, что можно расценивать как своеобразный рекорд.

Как же родилось это удивительно эффектное «сальто Делчева»? Стоян рассказывал, что этот элемент придумал женский тренер Милен Миленков для своей ученицы на брусьях. Но дело почему-то не пошло, а Николов заинтересовался. И стали они эту новинку сначала разрабатывать теоретически, а затем практически — с помощью лонжи и мягкой поролоновой ямы. Сколько Стоян падал с высоты в эту яму — не счесть! Зато обогатил мировую гимнастику еще одним красивым не известным доселе элементом.

Никола Николов никогда не скрывал, что разбираться в технике и составлять современные комбинации его научил советский друг Евгений Земсков. Сам Николов был хорошим гимнастом и выступал на Олимпиаде-72 в Мюнхене. Именно в 1972 году он решил покинуть помост и начал работать тренером в пловдивской школе. Встретились они — Стоян и Никола — в тот же год, осенью. Оба были «новичками»: Делчев — в гимнастике, Николов — в спортивной педагогике.

Тренировки полностью захватили мальчишку. Он был, кажется, самым слабым в группе Николова, стеснялся, что не может толком подтянуться на перекладине, зато висеть, зацепившись за гриф, раскачиваться, пытаться выполнять несложные повороты Стоян мог сколько угодно. Так пришла любовь к этому снаряду, зародилась любовь к гимнастике в целом.

Мужал гимнаст, крепла и спортивная школа. Появлялись новые снаряды, тренажеры, без которых теперь немыслимы тренировки. Еще на Олимпиаде-72 будущий тренер Николов начал записывать комбинации сильнейших гимнастов. Он пытался угадать современное направление развития гимнастики, поскольку видел, что его собственные упражнения отстали от «моды».

Страницы: 1 2 3 4