Потерянное примечание

Вот как окончилась попытка Тимира Пинегина разгадать секрет килевой линии судов «звездного» класса. За полгода до Мельбурна он остался без яхты, на которой мог бы как равный встретиться с олимпийским чемпионом Страулино и другими сильнейшими рулевыми. Летом 1956 года Пинегину и Шуткову пришлось выступать на своем стареньком «Варяге», на нем они и приняли участие в гонках в Швеции. И впервые после долгой полосы побед должны были довольствоваться лишь четвертым местом. Утешало их одно: к Олимпийским играм прибудет новая яхта постройки фирмы «Олд Гринвич», и наконец-то им удастся встретиться с рулевыми других стран в равноценных условиях.

С мыслью об этом Пинегин и Шутков спокойно готовились к Олимпийским играм. Но время шло, а сообщения о прибытии «звездника» все еще не было. В конце концов в одесский порт, откуда в долгое плавание к берегам Австралии уходила «Грузия», пришлось отправить для Пинегина, вместо новенькой яхты, старый «звездник», выпущенный таллинской верфью еще в 1952 году.

Что должно было произойти на гонках в заливе Порт-Филипп в Австралии, Пинегин представил себе совершенно ясно — и не ошибся. Как и следовало ожидать, яхта Пинегина хорошо шла на острых курсах против ветра и проигрывала на полных курсах, где решало не мастерство лавировки, тактическое искусство рулевого, а быстроходность судна, его способность глиссировать.

Снова, как и четыре года назад в Хельсинки, Пинегин выступал фактически в роли наблюдателя. Бороться с яхтами современной конструкции на стареньком «звезднике» он не мог, и задача его была лишь в том, чтобы выиграть у всех яхт равноценных качеств. Призовые медали разыгрывала между собой «большая шестерка»: американец Вильяме, итальянец Страулино, богамец Ноулис, португалец Белло, француз Шансерель и кубинец Карденас.

Нет, Пинегин не отказывался от борьбы и с полным напряжением всех сил завершал каждую гонку. Но одна мысль преследовала его: почему яхты всех претендентов на места в олимпийской шестерке глиссируют на полных курсах, а его «звездник» сидит в воде, словно утюг? Федор Шутков, глядя на яхты Вильямса и Страулино, то и дело вспоминал свой быстроходный кораблик, на котором он служил в годы войны, и утверждал, что тот глиссировал не многим лучше «Катлин» и «Меропа III».

Да, с этим загадочным явлением трудно было бороться. Обычно, начиная гонку, Пинегин хорошо брал старт, отлично лавировал, одним из первых выходил на верхний знак, а на полном курсе соперники легко обгоняли его.

Призвав на помощь все свое мастерство, всю свою выдержку, Пинегин держался вплотную за шестеркой, но в общем итоге оказался восьмым...

Лишь следующим летом Пинегин и Шутков смогли погоняться на новом «звезднике» фирмы «Олд Гринвич», и вскоре они убедились в том, что яхта, которую, решено было назвать «Торнадо», отличается от яхт отечественной постройки. Вот почему все настойчивее пошли разговоры о том, что яхта не входит в класс. И надо сказать, что для этих разговоров были все основания. Об этом говорило, казалось, и само мерительное свидетельство, хоть его и подписал главный меритель «звездной ассоциации». Размеры яхты, внесенные в него, не укладывались в рамки ограничений, которым так строго следовали наши судостроители. И, хоть «Торнадо» и была допущена к гонкам, которые Пинегин выигрывал с очень большим преимуществом, разговоры о неклассности яхты не прекращались. А Пинегин торжествовал, и не потому, что побеждал всех на новом «звезднике». Ведь «Торнадо» и яхта № 21 были поистине близнецами. И это доставляло ему удовлетворение. Но почему же американские мерители не стесняясь дают путевку в жизнь своим быстроходным яхтам, а мы держим их на приколе? Почему? И вот вскоре загадка была, наконец, решена: неизменный соперник Пинегина по всем крупным гонкам, один из трех мерителей СССР, ленинградский судостроитель Борис Мирохин установил, что «Торнадо» построен правильно, что все дело в двух потерянных строчках. Да, да, всего в двух строчках! При переводе правил 1952 года оказалось не переведенным второе примечание, которое гласило, что «теоретическая база «звездника» может быть поднята или опущена на половину разницы высоты или глубины на шпангоуте шестом».

Эти несколько слов, смысл которых доступен лишь специалистам-судостроителям, наконец, объяснили, откуда брались допуски для распрямления килевой линии современных «звездников», и раскрывали тайну быстроходности яхты № 21.