Знакомство со «звездниками»

В четырнадцать лет Тимир Пинегин сдал экзамены на рулевого второго класса. Однако яхты ему не доверили. «Еще успеешь посидеть на корме»,— сказали ему, и малолетний энтузиаст парусного спорта ходил матросом, пока не началась война. Лишь когда опустели причалы яхт-клуба на Клязьминском водохранилище, Тимиру наконец-то доверили «речник», как называли спортсмены швертбот «Р-45». И вскоре после этого шестнадцатилетний чертежник одного из московских заводов стал побеждать на «Варяге» всех.

Но победы не радовали его: ведь сильнейшие яхтсмены были далеко от своих крылатых судов, а когда вернулись они после победы домой, молодой рулевой действительно сразу же отошел на второй план.

На XV Олимпийских играх Пинегин, к тому времени сменивший речную яхту на морскую, да еще нового для нас класса — «звездник», остался в запасе и мог утешать себя лишь одним: со стороны виднее.

Утешение это слабое для спортсмена, попавшего в олимпийскую команду и все же оставшегося не у дел. Но гонки Пинегин действительно смог увидеть значительно лучше, чем рулевой советского «звездника» Александр Чумаков. И с борта катера Пинегин не отрываясь следил за действиями фаворитов — итальянца Агостино Страулино и американца Джона Прайса. Как они маневрировали, как откренивали свои яхты, как использовали огромную площадь парусности, которой располагают яхты «звездного» класса,— все интересовало Пинегина.

На морских яхтах этого класса советские спортсмены раньше не выступали, а, вместе с тем, «звездники» имели одну значительную особенность: они все являлись монотипами, то есть судами, строящимися по точно обусловленным конструктивным условиям, исключающим какие-либо отклонения от технических условий, утвержденных международной ассоциацией.

Каждый новый «звездник», в какой бы части земного шара он ни был построен, принимают мерители — яхтсмены, обладающие инженерным образованием, утвержденные в этой должности международной ассоциацией. Только после измерения всех его обводов яхта-новичок вступает в спортивный строй, проходит регистрацию в «морском загсе», получает свой порядковый международный номер, о чем и сообщается в вахтенном журнале «звездников».

Этот вахтенный журнал, издающийся на английском языке, является как бы родословной многих поколений «звездников», начиная от первых, построенных в 1911 году, и кончая последними, имеющими четырехтысячные номера. Само же название «звездник» возникло потому, что эмблемой для яхт этого класса была избрана красная звездочка.

Как же близка была сердцу молодого спортсмена, защищающего спортивные цвета Военно-Морского Флота СССР, эта звездочка! Он видел ее, когда наблюдал за гонками, на вершине огромного паруса, и эта путеводная звездочка вела его по пенистому следу чужих яхт. Пока силы были на стороне спортсменов Италии, Франции, США, где на «звездниках» ходили давно. Молодому же рулевому оставалось лишь следить с борта катера за действиями фаворитов, а на берегу любоваться безукоризненными обводами их судов. Уж что-что, а наметанный глаз чертежника умел оценить гармоничные сочетания линий, образующих корпус яхты, и запечатлеть их, словно на синьке, в своем сознании.