Картинг — соревнование юных автомобилистов

Карт — это простейший мини-автомобиль. Рама на четырех маленьких колесах, мотор, рулевое управление и сиденье для водителя — вот и все. Карт можно сделать самим.

Инициаторами пионерского картинга стали энтузиасты автомобильного спорта из Курского Дворца пионеров.

В автосекции этого Дворца были построены первые карты собственной конструкции. В Курске — первый и самый большой в стране картодром — место, где можно проводить соревнования юных и взрослых автомобилистов.

Теперь секции юных картингов есть во многих городах нашей страны. Создаются они при Домах и Дворцах пионеров, станциях юных техников, в городских и сельских школах, в технических училищах, даже при домовых клубах.

По инициативе «Пионерской правды» ежегодно проводятся массовые соревнования юных картингистов.

Любой мальчишка или девчонка, кто уже освоил езду на карте, хорошо знают его устройство, могут легко пересесть на трактор, комбайн, грузовую машину. Управление картом основано на тех же принципах, что и управление всеми типами машин. Навыки вождения картом могут пригодиться даже будущим пилотам. А уж если не придется водить воздушные лайнеры или космические корабли, то сесть за руль мотоцикла или автомобиля все равно придется. Такое уж сейчас время — мальчишки и девчонки сами строят автомобили, учатся мастерски управлять ими.

Как?

Нужны чертежи для постройки карта — пожалуйста! Газета высылает их ребятам. Нужна техническая консультация — специалисты картингового спорта придут любителям на помощь.

Кто же они, помощники пионерского картинг-клуба?

Допустим, создается новая секция в Новосибирской области. Ребята решили сами построить карт. Послали письмо в «Пионерскую правду», а ответ почему-то приходит из двух мест. Из газеты и ... станции юных техников новосибирского академгородка. В редакционном конверте — чертежи. А в письме, которое пришло от юных техников академгородка, приглашение: «С нетерпением ждем на станции. Здесь можно получить любую консультацию по постройке пионерских картов».

Здорово? Конечно! А вот с какой интересной-инициативой выступила Новошахтинская городская станция юных техников Ростовской области. Желающих заниматься в картинг-секции при станции было хоть отбавляй. А машин всего две. Даже если ходить каждый день, то больше пяти минут совесть не позволит сидеть за баранкой. Вот тогда и обратилась станция юных техников к директорам школ города: «Приобретайте двигатели и резину. А машины построят на станции ваши ученики». Так в Новошахтинске появились еще четыре картинг-сек-ции — школьные. И ребята строили не маломощные, тихоходные машины, а спортивные, скоростные. Теперь в таком небольшом городке, как Новошахтинск, проходят соревнования по картингу, в которых принимают участие почти все школы города.

Соревнования по пионерскому картингу существенно отличаются от всех проводимых соревнований по автомобильному спорту. Во-первых, участники приезжают на соревнования с машинами, которые они построили сами. Во-вторых, ни на одних взрослых соревнованиях по картингу нет испытаний по фигурному вождению карта и экзамена по правилам дорожного движения. Словом, соревнования по пионерскому картингу шире, разнообразнее других.

Как они проходят?

Каждый год в июле (вот уже десять лет соревнования проходят на родине пионерского картинга — в Курске) сильнейшие картинг-секции страны посылают своих делегатов в Курск, чтобы на Большом Курском картодроме в упорных многодневных соревнованиях по картингу показать свое мастерство, знание правил дорожного движения, завоевать приз газеты «Пионерская правда».

Соревнования по картингу — это удовольствие. Удовольствие для гонщика, выжимающего из своей машины все ее возможности. Удовольствие для зрителей, ошарашенных лихими виражами и спортивным азартом. А как шумно в эти дни на картодроме! Ревут двигатели, скрипят тормоза. Болельщики подбадривают своих кумиров.

Первый вид соревнований — фигурное вождение. Или, как сокращенно называют это упражнение сами картингисты, «фигурка». Трасса фигурного вождения состоит из нескольких фигур. Доска, по которой надо проехать не свернув, — это самое простое упражнение. Хотя и здесь требуется твердая рука водителя. А вот упражнение «змейка» всегда по-змеиному неприступно и коварно. Большинство участников получают именно за «змейку» штрафные очки. Эта фигура требует от водителя высокого мастерства. Машина должна быть послушной, ее надо знать и чувствовать. Но и это еще не все. На «змейке» сразу ясно, чья конструкция машины лучше. Бывают такие машины, которые не могут вписаться в рисунок фигуры, ведь главное здесь — подвижность машины, надежность ее двигателя.

Но кроме того, для фигурного вождения нужно мужество. Представьте, что у вашей машины в самый ответственный момент заглох двигатель. Что делать? Можно растеряться, заплакать. А вот мужественный гонщик вряд ли растеряется: он обязательно выскочит из машины и, толкая ее руками, доведет до финиша. Однажды так и поступил Юра Веселов из команды поселка Ергач Пермской области. И получил зачетные очки. А его команда на этих соревнованиях получила специальный приз ЦК ДОСААФ СССР — «За волю к победе».

Второй вид соревнований — городок ГАИ. Его надо проехать на карте, разобравшись в многообразии уличных перекрестков, знаков движения, и четко выполнить все указания регулировщика.

Такой городок ГАИ каждый год «строят» на картодроме работники Курской автоинспекции. Упражнение усложняется еще и тем, что маршрут следования гонщику сообщается перед самым стартом. Это напоминает экзамен, когда приходишь и не знаешь, какой билет достанется. Юные водители, которые нечетко знают правила дорожного движения, краснеют и теряются, от растерянности глушат мотор, чтобы подумать.

Соревнования завершаются кольцевыми гонками. Но это не значит, что гонщики завели свои двигатели, вцепились в баранки и... погнали. Картодром — это геометрически сложное, хитроумное сооружение размером с большой стадион. От овального шоссейного кольца картодрома тянутся, как щупальца, многочисленные асфальтированные лабиринты, в которых с непривычки можно заблудиться. Поэтому гонщику всегда надо быть внимательным во время заездов — прозеваешь поворот, соперники будут уже далеко. Ведь скорость на отдельных участках трассы достигает 60 километров!

На кольцевых гонках как на ладони виден характер гонщиков, их мастерство. У  неопытного водителя машина дергается, рыщет из стороны в сторону, делает неуклюжие повороты. Но вот на трассу вышла другая машина и, низко прижавшись к асфальту, плавно пошла, нет, поплыла по дороге, словно она не машина, а большая, длинная рыба и словно под колесами не асфальт, а глубокая вода. А вы, если вам хоть немного знакома техника, приходите в недоумение: разве может такое быть? Машины все одинаковые, на них стоят одинаковые серийные двигатели, равные по диаметру колеса — все по стандарту. А эта машина почему-то впереди?

Опытный водитель сразу поймет, в чем тут дело: ведь на одинаковых машинах сидят разные гонщики — по характеру, по опыту, по знаниям, по таланту. К примеру, по специальным книгам автоспорта можно узнать, что если всю дорогу жать на газ, то двигатель не выдержит до конца гонки, перегреется, сдаст. Какой выход? Учиться слушать мотор! Ведь по слуху можно определить, можно ли двигателю дать полную нагрузку или стоит пожалеть его, дать отдохнуть, поберечь его силу — еще пригодится. Можно изменить на двигателе систему зажигания — искра станет мощнее, а в цилиндр будет поступать больше горючего.

Понимаете теперь, почему вдруг одинаковые машины приходят к финишу в разное время?

Каждый год в мае месяце «Пионерская правда» в одном из номеров печатает условия из Положения о всесоюзных соревнованиях юных картингистов на приз газеты. И заявку на участие может прислать в адрес правления картинг-клуба любая секция. Шесть лет назад среди заявок была не совсем обычная — из латвийского колхоза «Зелта звайгэне». Все привыкли, что соревнуются только команды картингистов из городов. А тут настоящая сенсация: на соревнования приедет команда из колхоза! В правлении засомневались: смогут ли юные сельские водители составить конкуренцию городским? Главный судья соревнований, председатель комитета картинга Федерации автомобильного спорта СССР Александр Самуилович Черкасский, увидев раньше всех колхозных гонщиков на тренировке, с уверенностью сказал: «Не подведут!»

На «Пионерке» уже выступала команда из промышленного поселка Ергач Пермской области. «Ергач все-таки поселок, — думали мы. — Им легче было построить карты. Рядом комбинат, который шефствует над школой. Да и областная станция юных техников помогала советами ергачинским картингистам».

Волнение было напрасным. Соревнования показали: сельский картинг ничем не отличается от городского. Юные водители из колхоза «Зелта звайгэне» смело заявили о себе — карт приехал в село!

Сегодня картинг-клуб «Пионерской правды» объединяет свыше ста тысяч юных водителей. Строя машины, мальчишки и девчонки в совершенстве учатся владеть слесарными инструментами, работают на токарных и фрезерных станках, учатся разбираться в сложнейших чертежах и читать их, овладевают навыками регулировки двигателей. В некоторых школах на уроках автодела карт занял место автомобиля — на нем, оказывается, обучиться вождению легче всего и дешевле.

Всесоюзному пионерскому картинг-клубу «Пионерской правды» десять лет.  Создали его по инициативе ЦК ВЛКСМ, ЦК ДОСААФ СССР, ГАИ МВД СССР и Всероссийского общества автомотолюбителей. Но даже и этого короткого времени было достаточно, чтобы ощутить рост мастерства юных водителей. За эти годы была значительно усовершенствована конструкция пионерского карта. И каждый год автомобильный спорт пополняется новыми талантливыми гонщиками и конструкторами, которые прошли школу пионерского картинга.

Вы еще не начали строить карт?

Диплом чемпионам картинга.

За рулем.