Дельные вещи и якоря

Для проводки тросов такелажа, изменения направления тяги снастей, крепления парусов используют так называемые дельные вещи.

Для крепления снастей используют утки — пластмассовые или деревянные двурогие стойки (рис. 10, а).


Рис. 10. Дельные вещи

Кипы и обушки (рис. 10, б, в) служат для проводки такелажа, в основном для пропуска шкотов.

Такелажные скобы (рис. 10, г) употребляют для крепления парусов к фалам, крепления шкотов и других целей. Если две скобы соединены шарнирно, они образуют вертлюжную скобу, которую применяют при креплении гика-шкота.

Для изменения направления тяги снастей и уменьшения ее силы служат блоки. Простейший блок приведен на рис. 10, д. На рис. 10, е показана проводка гика-шкота, обеспечивающая снижение силы тяги примерно вдвое.

Якоря — важная часть оборудования туристского парусного судна (рис. 10, ж, з). Они используются для удержания судна на месте при стоянке его на открытой воде, в других случаях — при съемке с мели, швартовке к берегу, отстаивании в штормовую погоду, когда нельзя подойти к берегу.

Якоря бывают различной конструкции. На небольших судах находят применение якоря кошки (рис. 10, ж) и грибовидные (рис. 10, з). Особенно удобны складные якоря этих типов. Вес якоря может быть определен по формуле кгс, где D — водоизмещение судна, тс.

Якорь крепится к судну с помощью троса. На малых лодках чаще всего применяются синтетические якорные тросы. На конце такого троса делается огон. Крепление якорного троса осуществляют через нос лодки за утку или за мачту. Для надежного удержания судна требуется вытравить за борт пять глубин якорного троса.

Для выкатывания лодки на берег применяют надувные катки; одновременно они служат и емкостями плавучести (рис. 10, и). Емкости состоят из надувного баллона в брезентовой оболочке.

Помимо  упомянутых (на примере «Мевы») основных названий частей корпуса и парусного вооружения, назовем и другие, которые должен знать турист-парусник:
ахтерштевень — кормовая часть судового набора, скрепленного с килем;
ахтерштаг — неподвижные снасти, крепящие топ мачты к корме;
бакштаг — снасти, крепящие мачту к бортам; кокпит — пространство для размещения экипажа при управлении парусным судном;
краспица — распорка между вантами и мачтой, увеличивающая ее жесткость;
ромбо-ванта — дополнительные ванты на мачте, идущие от топа через верхние краспицы;
спинакер — добавочный парус из легкой парусины, ставящийся при попутном ветре;
спинакер-гик — рангоутное дерево, предназначенное для несения спинакера.