Флотские гонки

В теории все это понятно каждому моряку, каждому спортсмену-паруснику. Но без опыта, без практики ничего не получится, ибо управление под парусом— не только наука, но и искусство. У меня много раз поворот оверштаг не получался, и приходилось уваливаться на прежний курс,   чтобы начинать все сначала. Но зато какое чувство победы охватывало, когда шлюпка выполняла нужный маневр!

Не раз участвовал я в гонках шестерок без рулей. Бывало, приходил первым, иногда уступал опытному паруснику боцману Грицюку. С той поры храню памятный приз — именные часы.

Думаю, что участие в гонках, вообще плавание на шлюпках на веслах и под парусом благоприятно сказывается на формировании любого флотского офицера, командира. В те годы, о которых я пишу, высший и средний командный состав флота ценил хороших шлюпочников, умение управлять шлюпкой под парусами непременно указывалось в аттестациях. В связи с этим мне вспомнилась встреча с начальником штаба Морских сил Балтийского моря Л. М. Галлером.

Однажды летом, как только задул западный ветер, я получил разрешение походить по рейду под парусами. Быстро спустили катер на воду, и краснофлотцы под руководством старшины стали ставить рангоут. Я уже ступил на выстрел, чтобы пройти к штормтрапу, и спуститься в катер, как меня окликнул В. В. Вонлярлярский:
—       Штурман, прошу ко мне!

Командир линкора стоял на шкафуте рядом с Л. М. Галлером.
—       Наш штурман Пантелеев. Неплохо ходит под парусом, не раз брал призы,— представил он меня.

Галлер поднял руку, как бы проверяя силу свежевшего ветра, и посоветовал, прежде чем отходить от борта, взять один риф. Уж не знаю, что на меня нашло, но я ответил, как сейчас помню, довольно самоуверенно:
—       Прошу «добро» риф сейчас не брать. Если понадобится — возьмем, команда у меня натренирована.

Начальник штаба, разумеется, мог приказать, но он улыбнулся и сказал командиру линкора:
—       Что ж, Владимир Владимирович, разрешим штурману отходить. Но ветер свежий... Пусть катер походит по гавани.— И мне: — Покажите нам, голубчик, свое искусство. А потом можете выходить за ворота.

Кажется, мы не подкачали: по гавани маневрировали лихо, все повороты делали отлично. И получили разрешение «следовать по назначению».

Думаю, что в этом случае Галлер подчеркнул свое уважение ко мне как к командиру, который может принимать решения самостоятельно. Многому научили нас такие прекрасные моряки, как Л. М. Галлер. сочетавшие в себе великолепное знание морского дела и большую культуру, уважение к людям, независимо от их служебного положения.

Быстро пролетели два года службы на линкоре, памятные походами в Балтику на «Марате» и «Океане» — учебном корабле, вскоре получившем новое название «Комсомолец». Затем зиму 1922/23 года я учился на Высших специальных курсах командного состава флота. Тогда мне довелось принять участие в первом в годы Советской власти дальнем плавании корабля Красного Флота — в походе на посыльном судне «Боровский» из Архангельска во Владивосток. Этот замечательный поход завершился во Владивостоке в ноябре 1924 года. Я побывал тогда в Англии, прошел Суэцким каналом. «Боровский» заходил в Неаполь и Аден, Коломбо и Сингапур, Гонконг и Кантон. После похода продолжал занятия на курсах и закончил их весной 1925 года.

Страницы: 1 2 3 4 5 6