История парусного спорта

Русский царь Петр I любил в детстве бродить по территории Измайловского дворца. Как-то в одном из строений он увидел неизвестное ему суденышко — обыкновенную лодку, но на ней мачту, а на мачте паруса.
— Что это?— спросил маленький Петр.
— Английский парусный бот,— ответили ему.— Он может двигаться даже против ветра.

Последнее очень удивило юного царя: паруса ведь для ветра, а, оказывается, на этой лодке можно двигаться и против ветра... Замечательно!

Петр приказал починить бот и стал плавать на нем по реке Яузе, потом по небольшому озеру.

Детское увлечение Петра I — катания на старом боте — можно считать началом истории могущественного впоследствии русского флота, а вместе с ним и парусного спорта. Потому что позже, в 1718 году, Петр I основал в Санкт-Петербурге Невскую флотилию. Позднее она стала первым яхт-клубом в России.

В этом яхт-клубе было больше ста лодок. Самыми крупными из них были одномачтовые голландские суда, получившие потом название — яхты. Петр издал особый указ, по которому учиться ходить под парусами должны были все адмиралы, корабельные мастера, врачи и даже садовники и монахи. Проводились занятия на реке Неве и в Финском заливе Балтийского моря.

Так возник парусный спорт в России.

Что же касается парусных гонок вообще, то они проводились в еще очень давние времена. С незапамятных времен плавали люди под парусами. Они передвигались в парусных лодках по рекам, озерам и морям, ловили рыбу, перевозили грузы. Потом им захотелось; узнать, кто лучше всех ставит паруса и плывет быстрее.

С тех пор прошло много веков, но парусный спорт и поныне любим. Им занимаются тысячи людей, потому что ходить в легких и стремительных лодках под парусами это не только великое наслаждение, это не только солнце, чистый воздух и ветер. Это еще победа над морскими волнами, над расстояниями, над временем, это приобретение силы, ловкости, сноровки.

Белый парус можно видеть на всех наших водоемах. Словно чайка, гордо и легко парит он над синей гладью. Сидящие в лодке люди так искусно управляют парусами, что даже в сравнительно небольшой ветер она стремительно бежит по волнам. И видно, не случайно слово «яхта» происходит от голландского глагола «бежать».

Но что же такое яхта?

Можно дать определение, используя морские и научные термины, но тогда оно будет понятно только специалистам, старым морским волкам. Вы тоже можете стать этими «морскими волками», но для этого нужно вступить в спортивную секцию — по книгам моряком не станешь. Поэтому скажем проще. Яхта — это лодка, которая движется с помощью парусов, надуваемых ветром. В зависимости от веса лодки, площади парусов, от того, как их поставить, а также от силы ветра, от скорости и направления морских или речных течений можно двигаться в разные стороны с разной скоростью.

Большей частью яхты делают из дерева, прежде всего — из сибирского кедра. Но постепенно вступают в дело и новые материалы. Лодки изготовляются из пластмасс, паруса и канаты — из дакрона и других синтетических тканей.

Строят яхты специальные предприятия. Их называют верфями.

Прежде яхты строили большие, с многочисленными парусами, для управления ими требовалась целая команда матросов. Иметь такие яхты могли только очень богатые люди. Впрочем, в капиталистических странах и теперь еще парусным спортом занимаются в основном высокопоставленные особы.

В связи с дороговизной яхт любителей парусного спорта было немного, и даже на таких крупных соревнованиях, как олимпийские игры, из-за малого количества участников можно было получить медаль без особого, а то и без всякого, труда. Так, на Олимпиаде 1908 года, проходившей в Лондоне, в одном из классов, на которые делятся яхты в соответствии со своими размерами и площадью парусов, выступала только одна, английская, лодка. Англичанину и были присуждены золотая медаль и звание чемпиона за соревнование... с самим собой! Правда, на старт он все же выходил и дистанцию как-никак, но все же преодолел...

Понятно, почему во всех странах заговорили о необходимости включать в программу соревнований по парусному спорту выступления на яхтах простых конструкций, то есть недорогих и доступных. Это и было сделано.

Страницы: 1 2 3 4