Якорная стоянка у берега

В случаях, когда вытащить судно на берег невозможно (крутой берег, отсутствие подходящей стоянки), его ставят на якорь у берега или расчаливают. То же делают в целях экономии времени, сил экипажа и лучшей сохранности оболочки.

В оценке места якорной стоянки большую роль играют характер грунта, глубина водоема, скорость и направление течения, направление господствующих ветров, возможность вытащить суда на берег при необходимости или отойти от него. Лучшими грунтами считаются глина, суглинок, ил с песком, густой ил. Хуже держат якорь песок, мелкий камень и совсем не держат плита, жидкий ил.

Если берег имеет плавное понижение, что обычно встречается на открытых местах при мягком грунте, применяется расчалка. При расчалке выбирается относительно неглубокое место с чистым дном, забрасывается якорь, а с кормы на берег заводится и надежно крепится кормовой конец (рис. 46, а). В любом случае удобнее доставать вещи и работать с судном из воды, если заведены два кормовых конца (рис. 46, б).


Рис. 46. Расчаливание судов у берега

Место стоянки судна должно иметь укрытие от ветров. Если такого укрытия нет или ожидается изменение направления ветра и его усиление, следует повысить держащую силу якоря. Нужно завести его как можно дальше от берега, почти на полную длину якорного конца, чтобы при полном потравливании этого конца судно могло подойти к самой кромке берега! Затем необходимо завести легкий шнур длиной 25—30 м с носа в сторону отклонения ветра от перпендикуляра к берегу. При подготовке к ночной стоянке кормовые концы потравливают, а шнур натягивают так, чтобы между якорным концом и диаметральной плоскостью судна образовался угол 5—15° (рис. 46,б). При такой расчалке уменьшается усилие на якорный конец, исключаются резкие рывки из-за рыскания судна — оно стоит практически на одном месте. Того же результата можно достичь, применив два якоря, но вариант с носовым концом при стоянке у берега более мобилен. Маневрируя носовым концом, можно подобрать оптимальный режим даже при заходе ветра до 90°, что в варианте с двумя якорями потребует их переустановки.

В зависимости от силы ветра устанавливается постоянное или периодическое наблюдение за стоящими на якорях судами. Если во время сильного навального ветра или шторма отстаивание на воде невозможно, суда нужно посадить на мель у самой кромки берега, а еще лучше совсем вытащить из воды.

При направлении ветра на берег и отсутствии глубоко вдающихся заливов суда надо ставить около ровной береговой кромки, у начала вогнутости берега, или открытого широкого залива (рис. 46,5).

При большой волне и в ожидании усиления ветра с водоема не следует высаживаться на берег в средней части открытого залива и ставить там суда (рис. 46,ж).

В средней части вогнутого берега или открытого залива при большой волне возникает подводное течение от берега, постоянно углубляющее дно и образующее опасную крутую волну.

В некоторых водоемах на относительно прямолинейных участках пологого песчаного берега создаются подводные косы, о которые разбиваются набегающие валы. Используя это естественное прикрытие, можно не только отстояться, но и при необходимости продолжать движение вдоль берега даже при неблагоприятной волновой обстановке.