Как плавать на плесах

Иногда несколько больших плесов примыкают к официальным фарватерам, но глубины на этих плесах указаны редко, лишь в некоторых точках. Поэтому прежде чем яхте заходить на плес, нужно посмотреть характер изменений на карте глубин, каковы грунт и особенности близлежащих берегов. Следует помнить, что при песчаном грунте и песчаных берегах плеса «сахарные головы» попадаются редко.

Как-то мы на яхте «Сирокко» шли по большому плесу, чистому от всех банок и мелей. Затем яхте надо было войти в узкий проливчик между островами. На карте никаких створов и вех не значилось. Впереди по курсу все ближе вставала ярко-зеленая стена высокого леса. Наш «фольксбот» шел фордевинд хорошим ходом, и казалось, что мы несемся прямо в лес, на прибрежные камни.

Я забеспокоился — «Сирокко» имел осадку больше метра. Мой заместитель В. Н. Яковцев предложил прежде всего дать «малый ход». Убрали грот, пошли под стакселем. По компасу проложили путь на вход в пролив. Лишь в последний момент, на расстоянии кабельтова, обозначился проход между камнями, и яхта спокойно скользнула в пролив. Таким образом, выручил нас компас, а искать вход «на глазок» опасно, можно вылезти на камни.

Вход в такой пролив особенно сложен против солнца, когда его лучи создают световую завесу и берег кажется сплошной зеленой стеной.

Многие узкости в шхерах обставлены вехами и, если ими ходят пассажирские теплоходы местного сообщения или рыболовные сейнеры, капитану яхты необходимо заранее рассчитать, как будет с ними расходиться. Лучше, если расхождение произойдет не в узкости, где маневр яхты и встречного судна затруднен. Встречные суда обычно видны в бинокль, и всегда лучше пропустить их не входя в узкость. Я видел, как капитан яхты «Л-6», не пожелавший обождать, пока рейсовый катер пройдет проливом между Березовыми островами, плотно посадил свою яхту на отмель. А ведь аварии можно было легко избежать.