Я люблю швертботы

 «Является ли швертбот яхтой?» — не раз спрашивали меня спортсмены. В литературе по парусному спорту швертботы включены в перечень существующих классов яхт. Однако можно встретить и такое перечисление: «яхты и швертботы». Наличие «и» многих смущает: может быть, швертбот все же не является яхтой?

Напомним, что всякое судно, независимо от его размеров и рода двигателя (парус или машина), предназначенное для спортивных, туристских целей или для служебных разъездов должностных лиц, называется яхтой. Поэтому и швертбот, безусловно, яхта.

Остойчив ли швертбот, достаточно ли безопасен? Не раз я читал в книгах по парусному спорту, что «швертбот малопригоден для плавания в море» или что «опрокидывание швертбота — явление достаточно частое», на большой волне он «может перевернуться совершенно неожиданно...».

Я с этим не могу согласиться. Уже многие годы наши крейсерские швертботы бороздят Азовское море, ходят по Финскому заливу на остров Гогланд, в Таллин, Выборг, плавают у берегов Сахалина и в других наших морях, причем нередко в очень свежую погоду и при большой волне. И опрокидывания больших крейсерских швертботов не случалось.

В учебниках по яхтенному спорту пишут, что «опрокидывание швертбота — авария, которая в большинстве случаев происходит по вине командира...». Вот из этого-то и надо исходить при оценке безопасности плавания на швертботе. Опрокидывание на крейсерском швертботе может быть лишь следствием неподготовленности командира к управлению яхтой. Но швертбот в этом «не виноват»!

Широко распространено мнение, будто яхта с постоянным килем вообще перевернуться не может. Это неверно, ибо известны случаи, когда в Северном море и в океанах в шторм на большой волне килевые яхты переворачивались.

В последние годы у нас в стране широко развился водный туризм. Молодежь зачастую переделывает старые гоночные швертботы в крейсерские или даже строит их заново и совершает на них дальние походы по морю, рекам и озерам. Крейсерские швертботы в последние годы стали весьма популярными. Они в большом количестве строятся в ГДР, ФРГ, во Франции и в других странах, строится много швертботов и у нас. Швертботы в Европе и в СССР составляют более половины всех яхт.

Я много лет плавал на крейсерских швертботах и хочу поделиться своим опытом управления ими в различных условиях.

Прежде всего нужно помнить, что крен вреден для любой яхты, его уменьшение всегда увеличивает скорость хода. Поэтому «откренивать» силами экипажа следует любую небольшую яхту, вплоть до класса «Дракон» и «Фольксбот», а швертбот — тем более. «Откренивают» яхту соответствующим размещением ее экипажа. Для крейсерского швертбота при ветре в четыре балла «откренивание» увеличивает скорость примерно на девять процентов.

В дальнем плавании при ветре в пять и более баллов рекомендую брать рифы, чтобы не создавать лишнего напряжения такелажу и парусам яхты. Опыт говорит, что вовремя взятые рифы позволят увеличить скорость приблизительно на сорок процентов.

Советские крейсерские швертботы строятся очень остойчивыми и идут всегда со значительно меньшим креном, чем килевые яхты той же площади парусов. Даже умышленно сделать на них «оверкиль» очень трудно. Скорее лопнет такелаж, поломается мачта, порвутся паруса, нежели яхта в исправном состоянии ляжет на воду. Не один десяток лет я плавал на различных швертботах. Приходилось попадать в очень свежие ветры до семи — десяти баллов, но если своевременно взять рифы, особого умения для управления не потребуется. Нужны лишь внимание и морская грамотность, а это приобретается опытом и учебой.

У нас в стране есть великолепные модели швертботов.

Страницы: 1 2 3 4 5