Я люблю швертботы

Теперь хочу сказать о положении парусов при ходе фордевинд в свежую погоду. При большой волне, раскачивании и рыскании яхты я советую слегка подобрать топенант и приспустить грот — яхта пойдет спокойнее. При резком же усилении ветра, если взять рифы в создавшихся условиях уже поздно, следует немедленно убрать грот и идти под стакселем. Это десятки раз спасало меня от больших неприятностей.

Безусловно, команду и рулевых следует обучать делать поворот через фордевинд по всем правилам, но в то же время четко разъяснять, что поворот этот в свежую погоду вреден для любой яхты, а швертботу особенно. Он создает излишне большое напряжение всему стоячему и бегучему такелажу, парусам яхты. Поэтому поворот через фордевинд надо делать лишь в случаях крайней необходимости. Большей частью это бывает на гонках при огибании знаков.

Многие считают, что для крейсерского швертбота опасности посадки на мель не существует. «Поднимите ваш шверт и плывите дальше»,— говорят в таком случае оптимисты. Это далеко не так. Посадка на мель может иметь неприятные последствия. А вот для килевых яхт часто проходит бесследно. Дело в том, что толщина металлического шверта, похожего на своего рода огромный кинжал, обычно составляет всего десять миллиметров. В шхерах же, да и во многих каменистых прибрежных районах, часто встречаются груды лежащих валунов с небольшими щелями между ними. И если шверт весом от сорока до девяноста килограммов на хорошей скорости врежется в такую «щель», то его крепко зажмет. Этого не случится с килевой яхтой, форма киля которой практически исключает подобную возможность.

Не менее сложная ситуация создается, когда шверт вонзается в илистый или глинистый грунт. Поднять его нелегко, на это уйдет какое-то время. А на яхту будет набегать волна. Все это скажется на прочности швертового колодца. Поэтому следует помнить, что разворачивать швертбот футштоками на месте, а тем более кренить, как это делается на килевых яхтах, чтобы сняться с мели, совершенно недопустимо. Ведь можно повредить как сам шверт, так и его колодец, а значит, и корпус яхты.

Как-то в шхерах я видел швертбот класса «М», шверт которого застрял то ли между камнями, то ли в глинистом грунте — трудно было разобраться. Поднять шверт не удавалось. Команда начала сильно кренить яхту. Через час шверт выломал весь швертовый колодец, яхта заполнилась водой и стала непригодна к плаванию. Вывод один — берегите ваш шверт и, как на любой яхте, не допускайте посадок на мель: заранее подбирайте шверт и не превращайте его в своего рода лот для измерения глубин при подходе к мелким местам. Помните, швертом надо управлять так же, как и рулем, и парусом.

Хочу напомнить об одной очень редкой, но для некоторых конструкций шверта неприятной аварии. Однажды я встретил швертбот с беспомощно болтавшимися парусами. Подойдя к яхте, выяснил, что лопнули шверт-тали, и шверт либо вовсе оторвался, либо держится на одном шверт-болте. К счастью, ветер был слабый... Я рекомендовал рулевому взять трос и протянуть его по обоим бортам под днищем от носа к корме. Так и сделали. Трос сразу уперся в шверт. С трудом его вновь водворили на свое место в швертовый колодец. Поэтому я рекомендую перед спуском на воду в начале навигации внимательно проверить состояние шверт-болта и шверт-талей. Их обрыв— очень неприятная авария.

О том, как в море следует встречать сильный шквал, в литературе по яхтингу приводится немало полезных советов. Позволю себе только сказать, что если уж шквал налетел на швертбот и подход его вы прозевали,— не вздумайте резко приводиться в «левентик», то есть на ветер, или совсем растравливать шкоты до полного полоскания всех парусов. Ведь сильный шквал может положить швертбот на воду и с неработающими парусами.

Приведу такой случай.

В 1974 году, в тот же день, когда у меня на «Руслане» оборвало все карабины стакселя, из Ленинграда в Петродворец вышла яхта типа «Дракон». На траверзе Петродворца на «дракон» с юга налетел сильнейший шквал. Капитан убрал только стаксель, оставив полный грот. Следующим шквалом яхту положило парусом на воду, и она быстро затонула. Погибла девушка, находившаяся под палубой. Кто виновен в катастрофе? Виновен безоговорочно капитан яхты. При первом же шквале следовало убрать все паруса и идти по ветру в укрытие.

Шквал никогда не приходит совершенно незаметно и неожиданно. Какое-нибудь явление в атмосфере или на воде выдает его приближение. Об этом капитанам яхт надо твердо помнить и не ссылаться на «абсолютную неожиданность», а принимать решение быстро, не задерживаясь.

Страницы: 1 2 3 4 5