Каркасный катамаран

Обводы обычной байдарки не оптимальны для корпусов катамарана. Плоское днище и значительная ширина корпуса байдарки вызваны необходимостью обеспечить ее остойчивость. Катамаран получает остойчивость за счет большого расстояния между корпусами, что позволяет уменьшить ширину корпусов до минимума, необходимого только для создания плавучести. При замене байдарок в катамаране на самодельные узкие корпуса скоростные качества судна значительно улучшаются.

Примером конструкции катамарана с высокими гидродинамическими качествами поплавков может служить каркасный катамаран, разработанный А. Бухановым (рис. 38). Основные размерения судна взяты в масштабе 4:5 у олимпийского катамарана «Торнадо». Каркасы корпусов выполнены из дюралевых трубок (рис. 39) и, подобно байдарке, обтянуты оболочкой (1) из прорезиненной ткани. Между кильсоном и оболочкой проложена надувная емкость (7). При заполнении емкости воздухом мягкая оболочка обтягивает каркас и подводная часть корпуса принимает обводы, близкие к прототипу. Полость корпусов используется для размещения походного багажа. Усилия от натяжения штага и вант, изгибающие каркас, компенсируются тройной тросовой растяжкой, расположенной под рамой катамарана. Оригинален способ крепления стрингеров (5) к шпангоутам (2). Небольшие тросовые петли (3) пропущены через каждый стрингер и стягиваются кольцевой тросовой стяжкой (6). Натяжение всей тросовой системе задает перемычка (4). Для разборки судна снимают крючок перемычки и ослабляют тросовую стяжку. При этом стрингеры свободно снимаются со штифтов шпангоута.


Рис. 38. Каркасный катамаран

Рис. 39. Конструкция корпуса каркасного катамарана

На катамаране применен грот виндсерферского типа. Мощное парусное вооружение и узкие корпуса, оказывающие малое сопротивление движению, позволяют катамарану развивать скорость до 30 км/час, что вполне сравнимо со скоростью моторной лодки. Путешествие на таких быстроходных парусниках отличается особой остротой ощущений и спортивностью плавания.