Нужны ли сегодня паруса?

В конце сентября в Карском море шел с востока в порт Диксон конвой транспортов. Один из кораблей охранения конвоя — «ТЩ-120» обнаружил гитлеровскую подводную лодку. Он немедленно атаковал врага глубинными бомбами, но лодка уклонилась.

24 сентября в 10.00 тральщик был торпедирован. Торпеда, видимо акустическая, наводящаяся на шум винтов, взорвалась под кормой корабля. Корпус получил большие повреждения, все механизмы вышли из строя. Тральщик, лишившись винтов и руля, потерял ход и беспомощно качался на волнах.

Командир корабля капитан-лейтенант Д. А. Лысов ожидал повторных атак гитлеровской подводной лодки. Поэтому он решил немедленно отправить на берег всех раненых матросов и тех, кто стал не нужен для обслуживания поврежденных механизмов корабля. На воду спустили парусно-моторный катер. В него сели двадцать шесть человек, командовать ими был назначен штурман старший лейтенант В. А. Дементьев. Спустили и спасательный понтон. Он поднял двадцать человек. Командовал понтоном старшина 1-й статьи  А. К. Дороненко. Командир тральщика Д. А. Лысов назначил курс и приказал катеру и понтону идти к берегу.

Погода между тем ухудшилась. С трудом преодолевая большую волну, катер и понтон двинулись в путь. Вскоре услышали сильный взрыв — лодка еще раз торпедировала тральщик. Он переломился и пошел ко дну. Командир и оставшаяся часть экипажа геройски погибли...

Вскоре штормовая волна и ветер разлучили катер и понтон. Вода залила мотор катера, он потерял ход.

Штурман Дементьев приказал поставить паруса. И катер пошел к берегу.

Прошел день, прошла и ночь. Вторые сутки плавания не принесли облегчения. Волны врывались в катер. Чтобы согреться, матросы по очереди садились на весла, помогая парусу.

В конце вторых суток моряки увидели скалистый остров. Все явственнее доносился грозный рокот прибоя. Дементьев приказал убрать парус, катер осторожно подошел к берегу на веслах. И тут моряки заметили на берегу избушку. Здесь и высадились.

В избушке жили зверобои. Они сказали, что спасенные пришли к острову Подкова, который находился в Карском море. До материка от него тридцать с лишним километров. Дементьев оставил на острове четырнадцать ослабевших и больных, а с оставшимися одиннадцатью вышел вновь в море. Катер под парусами благополучно достиг мыса Выходной в Пясинском заливе. Здесь размещалась контора начальника промысла и имелась радиостанция. На Диксон ушла радиограмма с донесением о гибели «ТЩ-120».

Так парус спас двадцать четыре моряка.

В значительно более тяжелом положении оказались двадцать краснофлотцев на понтоне. Понтон заливало водой, крутило волной и ветром. Не хватало сил непрерывно откачивать воду, команда слабела с каждым часом. Но мужество и смекалка выручили матросов из беды. Командир понтона старшина 1-й статьи А. К. Дороненко приказал связать весла и сделать из них мачту. Затем из связанных шинелей сделали парус и подняли эту импровизированную мачту. Понтон сразу же стал слушаться руля и пошел по намеченному курсу, заливало теперь меньше. Понтон двигался вперед, но шторм не утихал. Землю моряки увидели лишь на третьи сутки. Это был небольшой пустынный остров Скотт-Гансен. Высадилась на него команда благополучно. Дороненко понимал, что в такую погоду их здесь никто не найдет — ни самолет, ни корабль. Оставив на острове восемь наиболее ослабевших бойцов, Дороненко с остальными вышел в море. Двое суток шел понтон под парусом по ветру. 1 октября моряки подошли к полуострову Медведева, где и высадились. Им оказали помощь артиллеристы береговой батареи. Позднее моряки с обоих островков были сняты и доставлены на остров Диксон.

Итак, и подводники «Щ-421», и моряки «ТЩ-120» своим спасением обязаны парусу! На море всякое бывает. И наша молодежь должна владеть парусом не хуже героев Великой Отечественной войны.

На шлюпках и яхтах нужно учить молодежь управлять парусами, учить мужеству и выдержке, необходимым каждому моряку.

Страницы: 1 2 3 4