Нужны ли сегодня паруса?

Земля — так мы называем свою планету, но две трети ее поверхности покрыты водой.

Наша эпоха характерна бурным развитием исследований морей и океанов. Их просторы бороздят корабли науки, открывая человечеству все новые и новые тайны. Десятки тысяч судов доставляют грузы в самые отдаленные порты всех частей света. Океан обладает колоссальными биологическими, энергетическими и минеральными ресурсами. Они используются все больше, освоение гидрокосмоса набирает темпы с каждым годом.

Ветры, дующие над необъятными просторами океанов, также заманчиво поставить на службу человечеству. Ведь они представляют собой колоссальный потенциальный запас энергии. И в наши дни, когда уже приходится задумываться о том, что запасы нефти не бесконечны, ученые и инженеры намерены хотя бы частично использовать силу ветра, и в первую очередь для движения судов. Разумеется, речь идет не о возвращении к белокрылым парусникам. Для того чтобы управлять парусами с площадью в несколько тысяч квадратных метров, понадобились бы большие по численности экипажи. Такое парусное судно не будет экономичным. Паруса должны заменить специальные устройства, использующие силу ветра, причем более рационально.

На современных парусниках применяются громадные роторы, вращаемые ветром и установленные вертикально на палубе судна. Для входа в порт, при плавании в узкости на судне имеется дизель небольшой мощности, работающий на винт. Такие суда, использующие силу ветра, окажутся выгодными в дальних океанских рейсах. Правда, до их широкого применения еще далеко, но конструкторы предлагают все новые технические решения, чтобы эффективно применять силу ветра в морском транспорте. И я уверен, что наступит время, когда уже никого не будут удивлять бороздящие океаны парусники.

Но с океанов исходит и угроза миру, созидательному труду советского народа, самому существованию человечества. Готовя будущую войну против стран социализма, империалисты США и других стран НАТО делают главную ставку на военно-морские силы: подводные атомные ракетоносцы, надводные эскадры из авианосцев и других кораблей с атомным оружием на борту.

Отвечая на эту угрозу с океанов, наша страна усиливает свою морскую мощь.

Для того чтобы, сохраняя мир, постоянно нести нелегкую вахту в Мировом океане, для того чтобы плавать на торговых и промысловых судах, добывать нефть и другие полезные ископаемые на континентальном шельфе, Родине нужны мужественные и сильные молодые люди. Немалый вклад в воспитание у нашей молодежи любви к морским профессиям вносит парусный спорт. Яхтсмен привычен к морю, морской стихии.

Молодые люди, избравшие профессию моряка, должны непременно проверить себя в плавании на учебных парусных судах. Работа с парусами на мачтах, реях и палубе, в ветер и дождь, когда судно качает набегающая волна, требует мужества, смекалки и быстроты реакции. Учебные плавания на парусных судах прививают юношам привычку к морю, воспитывают умение переносить тяготы морской службы. Вот почему ходят в океаны и моря парусные суда под флагами многих стран мира.

Под флагом Советского Союза плавает немало парусных судов. Будущие моряки морского торгового флота, будущие рыбаки и курсанты военно-морских училищ получают первое знакомство с морем на парусниках. Среди них два самых больших барка в мире, другие суда с разными типами парусного вооружения. Флагман советских парусников — барк «Крузенштерн». Его водоизмещение в полном грузу равно 6000 тонн, длина—114,5 метра, ширина — 14 метров. Высота его мачт превышает сорок метров! Советские учебные парусные суда плавают на просторах Атлантики и в Тихом океане. Они используются не только для обучения и закалки будущих моряков, но и для научных исследований.

Большие советские парусники принимают также участие в ряде международных спортивных мероприятий. Среди них видное место занимают парусные гонки на большие расстояния. Прекрасная морская выучка капитанов и экипажей советских парусных судов помогает добиваться высоких спортивных результатов. Советские парусники «Товарищ» и «Крузенштерн» выходили победителями и в гонках в Балтийском море, и через всю Атлантику — от берегов Англии до Атлантического побережья США.

Эту книгу я закончил в канун своего 80-летия. В ней я попытался рассказать на опыте всей своей жизни, как много значит парусный спорт для моряка. И прежде всего я хочу привлечь внимание к парусу молодежи. Пусть в нашей стране будет все больше смелых и красивых людей, все больше будет тех, кто рано или поздно с полным правом скажет: «ПАРУС — МОЯ ЖИЗНЬ»!

Страницы: 1 2 3 4