Нужны ли сегодня паруса?

Нужны ли сегодня паруса? Не зря ли тратится время на обучение моряков шлюпочному делу — гребле, управлению шлюпкой под парусом? Убежден: не зря! Шлюпки нужны и сейчас, в наш атомный век.
Вспомним дни Великой Отечественной войны.
Отряд из семи боевых кораблей Краснознаменного Балтийского флота 13 ноября 1941 года шел к полуострову Ханко. Погода была плохая, дул западный ветер в шесть-семь баллов, часто налетали сильные шквалы с мокрым снегом. Осенняя балтийская ночь темна и холодна. В Финском заливе в то время уже были выставлены сотни мин. Шторм срывал их с якорей, мины дрейфовали по заливу. На кораблях знали о минной опасности, за поверхностью моря смотрели наблюдатели. Но обнаружить мину не только ночью, но и днем было трудно...
Эскадренным миноносцем «Гордый» — одним из кораблей отряда — командовал капитан 3-го ранга Е. Б. Ефет, опытный и смелый моряк. Команда эсминца в довоенные дни выделялась отличной спортивной подготовкой. На гонках шлюпки эсминца занимали призовые места.
После трех часов ночи 14 ноября отряд кораблей прошел меридиан Таллина и вскоре в караване «Гордого» взорвалась первая мина. Корабль глубоко зарылся носом в волну, но затем выровнялся и продолжал свой путь. Однако через несколько минут у кормы раздался второй взрыв. Корабль остановился и стал крениться на борт. Механизмы перестали работать, погас свет. Многих моряков взрывом контузило, других с верхней палубы выбросило за борт.
Пробоина оказалась очень большой, заделать ее не удалось. Вода заполняла помещения... Эсминец медленно погружался в море... Из-за большого крена корабля шлюпки правого борта завалились внутрь, спустить их не смогли. Шестерка на левом борту низко повисла над водой. Командир эсминца приказал старшему лейтенанту Н. В. Дутикову спустить шлюпку и подобрать плавающих в воде.
В это же время к «Гордому» подошли корабли охранения и сняли большую часть команды. Командир и комиссар оставались на борту эсминца...
Выполняя приказание командира, лейтенант прыгнул в шестерку, уже касавшуюся воды. За ним последовали старшина 2-й статьи Лагутин и матрос Хренов. Они приняли с эсминца тяжело раненного матроса Провоторова и отошли, спасая людей.
Но вот раздался еще один взрыв мины... Эсминец «Гордый» исчез в водах залива. Это случилось в 04.36 14 ноября.
Подобрав из воды плававших матросов, корабли отряда продолжали путь на запад. В темноте, среди рева ветра и шума волн шлюпку не заметили. Переполненная людьми шестерка осталась одна посреди залива. Ветер дул все злее, он срывал верхушки волн и поливал ледяной водой сидевших в шлюпке.
Лейтенант попытался посадить бойцов на весла, но почти все они были ранены или контужены. Да и он сам не избежал контузии. Еще будучи курсантом военно-морского училища, Н. В. Дутиков много ходил на шлюпке под парусом. Он понял, что выход один: идти на восток под парусом. Вместе с Лагутиным и Хреновым он поставил мачту и поднял парус. Шлюпка понеслась по ветру, заливать стало меньше. Спасенные постепенно приходили в себя.
Управлять шлюпкой под парусом ночью да еще при ходе фордевинд, когда каждый «беляк» за кормой готов ворваться и залить шлюпку, трудно. Но командир умело управлял парусами, а Лагутин и Хренов сидели на шкотах.
Звезды скрывали нависшие над морем мрачные тучи. Кругом тьма и не видно никаких береговых ориентиров. Командир шлюпки знал, что абсолютно прямой линии курса при ходе по ветру — в фордевинд — практически не бывает, шлюпка обычно незаметно уклоняется либо на ветер, либо под ветер, то есть идет или левее, или правее нужного курса.

Страницы: 1 2 3 4