Обеспечение безопасности

В парусном путешествии любой сложности туристы могут встретиться с тяжелыми волно-ветровыми условиями, преодолеть которые не всегда бывает возможно. Поэтому каждый участник должен иметь и правильно применять индивидуальные спасательные средства (нагрудники, пояса, круги, спасательные жилеты), а также знать способы ликвидации аварии и уметь сводить к минимуму ее последствия.

Наиболее удобен и надежен в путешествии надувной двухкамерный спасжилет, обеспечивающий поддержание на плаву груза массой 15 кг (по 7,5 кг каждая камера), что позволяет держаться на поверхности воды даже на одной камере.

Во время водных переходов спасжилет должен быть надет, а камеры поддуты, ибо при усилении ветра (что в некоторых случаях может произойти и мгновенно) нужно будет бороться за спасение судна и времени для надевания спасжилета может не оказаться.

Критические и аварийные ситуации требуют особой собранности, дисциплины, трезвой оценки ситуации. Нельзя, например, сразу после переворота судна покидать его и плыть к берегу, даже если он относительно близко. Оверкиль обычно происходит после отчаянной борьбы за «живучесть» судна, да и сам переворот является для экипажа значительным потрясением, что обычно отрицательно сказывается на координации движений, ритмичности дыхания. Плавание в таком состоянии может привести к гибели даже опытных пловцов.

Если после переворота судно находится на плаву, следует держаться за него, подать свистком сигнал бедствия другим судам и до их подхода попытаться поставить судно на ровный киль.

Поставить на ровный киль разборный швертбот могут два члена экипажа, находясь в воде с разных бортов. Залитое водой судно, поставленное мачтой вверх, необходимо удерживать в таком состоянии.

Если ветер дует на берег и берег близко, можно попытаться довести до него затопленную лодку под парусами, придерживая ее из воды за борт, или отбуксировать с помощью других судов.

Если ветер дует с берега, следует сразу после постановки судна на ровный киль, если позволяют глубины, отдать якорь, после чего попытаться откачать воду. Для этого один член экипажа поддерживает судно в вертикальном положении, а другой забирается в него, убеждаясь, что швертовый колодец заложен, и ведром отчерпывает воду. Если позволяет волна и запас плавучести достаточен, чтобы удерживать судно со снаряжением и одного члена экипажа, такая операция может быть успешной. При невозможности откачать воду из потерпевшего аварию судна членов его экипажа поднимают на борт подошедших судов и перевозят на берег, где им оказывается необходимая помощь.

Обеспечив безопасность и оказав первую помощь потерпевшим, остальные экипажи группы принимают меры к доставке на берег снаряжения и самого судна.

Все описанные операции связаны с работой в воде. Находясь в ней, не следует делать резких движений, тратить большие усилия на преодоление сопротивления воды. Спасжилет надежно удерживает человека на поверхности даже в одежде. Забраться в лодку из воды в мокрой одежде и с посторонней помощью не просто. Для облегчения подъема надо опустить за борт, используя как опору для ног, конец в виде петли.

Длительное пребывание в- холодной воде ведет к переохлаждению организма, что вызывает притупление реакции на опасность, потерю способности принимать оптимальные решения, наступает безразличие. Время наступления такого момента зависит от физического состояния, возраста и типа нервной системы человека. Крайний срок пребывания в холодной воде (температура 5—8°) 10—15 минут.

Готовясь к плаванию в условиях, при которых могут возникнуть ситуации, приводящие к перевороту или затоплению судна, следует надеть шерстяные вещи: шерсть, даже мокрая, частично сохраняет тепло.

Все действия экипажа судна, потерпевшего аварию, и судов, идущих на помощь, должны строиться исходя из крайне допустимого срока пребывания в холодной воде. В соответствии с этим суда группы при движении по маршруту должны находиться на расстоянии не более 500 м друг от друга.

Учитывая лимит времени пребывания в холодной воде, предлагаем вариант определения мореходности туристских судов и оценки силы ветра, когда еще возможен выход группы на маршрут. Сила ветра, при которой можно выходить на маршрут, должна быть не более силы ветра, при которой любое судно группы с парусностью, соответствующей указанной силе ветра и предполагаемой для использования в предстоящем переходе, может с курса фордевинд привестись, пройти в лавировку не менее 500 м и взять на борт одного из членов условно потерпевшего аварию экипажа. Наибольшее допустимое расстояние между судами должно не превышать расстояния, которое способно пройти наименее мореходное судно группы против ветра в лавировку за время, равное 1/3 крайне допустимого времени пребывания в холодной воде (с температурой, минимально возможной для данного водоема в данное время года).

Из сказанного вытекает, что движение судов туристской группы полным ходом под одним передним парусом, исключающим возможность лавировки против ветра, недопустимо, кроме случая аварийной ситуации, при которой группа должна следовать кратчайшим путем к берегу.