Парусное вооружение туристского судна

Известно, что на острых и полных курсах действие ветра на парус различно. На лавировке основную долю аэродинамической тяги паруса формирует зона разрежения, образующаяся на подветренной стороне паруса. В этом случае сила тяги зависит от совершенства профиля и конфигурации паруса. Чем уже парус, а профиль его ближе к профилю крыла, тем большую силу тяги развивает он на лавировке при одинаковой площади. На полных курсах сила тяги создается в основном за счет избыточного давления на наветренной стороне паруса. Профиль его влияет на силу тяги несущественно, а широкие паруса оказываются эффективнее узких при прочих равных условиях.

Для вспомогательного парусного вооружения следует применять простейший вариант паруса с низкой безопасной парусностью, обеспечивающей в то же время достаточную тягу на полных курсах. При встречном ветре двигаться на байдарке на веслах можно значительно быстрее, чем лавировать с малым парусом.

Для успешного продвижения под парусом по выбранному маршруту при любом направлении ветра туристы оборудуют свои суда лавировочными парусами. В чисто парусном режиме похода им отводится роль основного движителя лодки, а весла используются в редких случаях. При движении в лавировку судно преодолевает сопротивление не только воды, но и встречного ветра. Поэтому лавировочные паруса должны иметь достаточно большую площадь и хорошие аэродинамические качества. Разборное судно с хорошими лавировочными парусами способно ходить под углом 45—50° к ветру и становится для туристов настоящей мини-яхтой.

Типичное лавировочное парусное вооружение для разборных судов — бермудский шлюп (см. рис. 3,б). Лодка с двумя парусами улучшает свою маневренность, легче центруется, т. е. может сохранять заданный курс без участия руля. Хотя оба паруса имеют значительное удлинение, центр суммарной парусности расположен невысоко от поверхности воды.

Разновидность бермудского шлюпа — парусное вооружение, имеющее грот, подобно парусу виндсерфера, с двойным гиком (уишбоном). По передней шкаторине виндсерферского грота пришит матерчатый рукав, который свободно надет на мачту. Такой тип лавировочного вооружения туристы обычно устанавливают на разборных лодках, имеющих малую жесткость конструкции корпуса. Дело в том, что для эффективной работы бермудского паруса необходимо сильное натяжение задней шкаторины грота. В варианте традиционного бермудского грота экипаж набивает заднюю шкаторину посредством гика-шкотов, притягивая конец гика к кормовой части лодки. Этих усилий может оказаться достаточно для деформации и даже поломки корпуса разборного судна, не рассчитанного на такие нагрузки. В виндсерферском варианте парусного вооружения задняя шкаторина грота набивается снастью, крепящей шкотовый угол паруса к концу двойного гика. Таким образом, управляющие шкоты грота используются рулевым только для установки паруса под определенным углом к ветру, и корма лодки испытывает меньшие изгибающие нагрузки. Однако часть снятых с кормы усилий перераспределяется на мачту и стремится изогнуть ее. Поэтому в виндсерферском варианте бермудского вооружения прочность мачты приходится увеличивать.

Для повышения эффективности лавировочного вооружения бермудского шлюпа на гроте быстроходных разборных катамаранов устанавливают сквозные латы. С их помощью парусу задается правильный аэродинамический профиль. На традиционном бермудском гроте серп, образованный по задней его шкаторине, поддерживается короткими латами и составляет 2—6% длины шкаторины. Применение сквозных лат позволяет увеличить серп до 10—15% длины задней шкаторины, что приближает конфигурацию паруса в верхней части к эллиптической форме. Как известно из аэродинамики, именно такая форма крыла считается лучшей. Разумеется, парусное вооружение со сквозными латами требует более бережного обращения с ним, что не всегда удобно в походных условиях.