Плавание при сильном ветре и в шторм

Руководитель группы, совершающей парусное путешествие и застигнутой во время перехода сильным ветром (сила ветра выше разрешенной для данной группы судов) или штормом, должен немедленно принять меры, чтобы быть готовым встретить усиление ветра и укрыть все суда в ближайшем убежище: за островом, в закрытом заливе или на берегу. Если укрытия поблизости нет и шторм не попутный, а под ветром достаточное пространство для дрейфа, на судах убирают паруса и отдают плавучие якоря.

При попутном сильном ветре или отсутствии плавучего якоря от шторма убегают ложась на полный курс. В этом случае (в зависимости от силы ветра): берут рифы на гроте, ставят штормовые паруса (стаксель и грот или трисель) или один стаксель. На малых туристских судах вместо триселя с успехом можно использовать крепкий стаксель, поставив его передней шкаториной на мачту.

Чтобы попутная волна не накрыла судно с кормы, надо иметь достаточный ход. При следовании полными курсами при сильном ветре обязательно поднять шверт до необходимого минимума.

Когда навигационные условия не позволяют стать на плавучий якорь или уйти курсом фордевинд от шторма (для разборных парусных судов штормовые условия наступают в зависимости от типов и конструкций при ветре силой от 6—7 до 4—5 баллов), ставят трисель и штормовой стаксель и идут под ними в ближайшее укрытие. При лавировке стаксель должен быть выбран втугую, а грот, если его площадь велика, потравлен настолько, чтобы передняя его часть полоскала, а работала, главным образом, задняя часть. Ползун погона гика-шкота следует переместить до конца к борту. Перебирать гика-шкоты нельзя. Если предполагается усиление ветра, нужно поставить более плоские паруса или сделать все для уменьшения пузатости имеющихся парусов.

Для успешного выполнения поворотов обязательно выбирается относительно спокойное пространство после прохода больших волн. В шторм не рекомендуется поворот фордевинд, если вместо триселя стоит зарифленный грот. В таких случаях поворот опасен и часто заканчивается разрывом паруса, поломкой гика или даже потерей мачты. К нему прибегают лишь тогда, когда повернуть оверштаг невозможно, и делают его только под передними парусами.

Другой способ отстаивания в шторм — лечь в дрейф при минимальной парусности или даже без парусов. Какие ставить паруса в этом случае, всецело зависит от конструктивных особенностей корпуса и вооружения судна.

Легкие разборные парусные суда плохо лавируют в сильный ветер против волны, причем особенно снижает скорость лавировки короткая крутая волна. Ударяя в корпус, она не только сбивает ход, но и, выкатываясь на палубу, попадает внутрь судна. Попавшую в судно воду следует немедленно удалять, ибо, скапливаясь на подветренном борту, она приводит к сильной потере устойчивости, что вредно для хода любого судна, а для легкого разборного очень опасно.

При волне надо, во-первых, стремиться как можно меньше терять ход, а во-вторых, стараться избегать попадания воды в кокпит.

Необходимо всегда помнить об опасности, которая может возникнуть при плавании на разборном парусном судне вдоль скалистого неприступного берега, становящегося во время шторма подветренным. Высадка на него и стоянка рядом с ним на якоре невозможны. Значит, чтобы не разбиться о прибрежные скалы и камни, надо уходить как можно дальше, т. е. лавировать, а лавировка на разборном парусном судне в шторм крайне рискованна и почти неосуществима. Поэтому пускаться в такое плаванье можно лишь, если на пути имеется ряд расположенных близко друг от друга пунктов — убежищ, вполне доступных и надежных для укрытия, или есть уверенность в устойчивости благоприятного ветра.