Постановка парусов

Прежде чем поставить парус, рулевой должен лично убедиться, что на судне все в порядке. Малейшая неисправность в такелаже, рангоуте и парусах во время движения может вызвать тяжелые последствия. Проверяются крепление вещей, наличие в лодке отливных и спасательных средств, весел, якоря с тросом.

Перед постановкой парусов необходимо определить направление ветра и ставить их в положение левентик, сначала — грот, потом — стаксель.

Постановку грота производят в такой последовательности.

Пропустив нижнюю шкаторину в гик шкотовым углом в корму, крепят галсовый угол к вертлюгу гика, а шкотовый — на конце гика. Затем надевают и закрепляют на гике скобу гика-шкота с блоками и шкотом, далее закрепляют коренной конец грота-фала с помощью скобы за фаловую дощечку грота. Потом вставляют переднюю шкаторину внизу в лик-паз мачты и вставляют в карманы паруса латы. Постепенно выбирая грота-фал, поднимают грот. При подъеме паруса надо направлять руками лик-трос в лик-паз мачты и следить, чтобы парус не перекручивался и не зацеплялся за лодку. Конец грота-фала закладывают (закрепляют) за утку на мачте.

Стаксель устанавливают следующим образом. Сначала крепят галсовый угол стакселя внизу штага. Затем надевают карабины передней шкаторины стакселя на штаг, начиная с нижнего. Прикрепляют фал за фаловый угол паруса. Закладывают шкоты стакселя, предварительно разнеся их по бортам и пропустив через кипы.

Поднимают стаксель быстро с помощью фала, который крепят за свою утку. На концах стакселя и гика-шкотов необходимо завязать узлы «восьмерки», чтобы они на ходе не выхлестывались из блоков и кип.

Убирают паруса в обратном порядке:
Рулевой на стоянке не должен оставлять судно до тех пор, пока паруса не убраны.