Повороты

Поворотом называется переход судна на другой галс. Поворот может быть выполнен двумя способами, один из которых называется поворотом оверштаг (через штаг), а второй — фордевинд (через фордевинд). Первый наиболее безопасен, и им обычно пользуются. Второй же представляет собой довольно опасный для открытых лодок маневр в свежий ветер.

Поворот оверштаг

При повороте оверштаг (рис. 13, а) лодка приводится настолько, чтобы стать носом против ветра (паруса полощутся). К этому моменту рулевой пересаживается на ее середину. При переходе лодкой за счет инерции линии ветра он будет задувать уже с другого борта. Тогда следует перебросить стаксель и грот на этот борт и начинать движение уже на новом галсе. Во время поворота при переходе гротом диаметральной плоскости команде следует пересесть на наветренную сторону судна для откренивания.

Для успеха поворота оверштаг необходим хороший ход. Поэтому перед поворотом нужно немного увалиться, чтобы набрать скорость. Потом, плавно перекладывая руль к положению носом к ветру, постепенно по мере поворота выбирать гика-шкот, заставляя грот работать до самого последнего момента. Во время поворота не надо торопиться со стакселем; следует подождать, пока он сам не начнет переходить на другой борт; этим стаксель помогает развернуть нос лодки на новый галс. Только после перехода линии ветра (положение левентик) следует как можно быстрее перебросить стаксель на другой борт, одновременно потравив гика-шкот.

На новом галсе следует поймать ветер парусами, поставив их в правильное положение в соответствии с курсом лодки. Простой маневр на спокойной воде, поворот оверштаг в сильный ветер и на волнении может не удаться. Если при переходе линии ветра скорость судна была небольшой, то оно теряет ход и волна ставит его на прежний галс. В таких случаях надо побольше увалиться и, набрав скорость на прежнем галсе, повторить маневр.


Рис. 13. Повороты

Поворот фордевинд

Чтобы сделать поворот через фордевинд, следует выбрать гика-шкот, одновременно поворачивая руль, и в момент, когда корма пересечет линию ветра, перебросить рукой гик на другой борт (рис. 13,6). Когда корма пересекает линию ветра и грот переходит на другой борт, гика-шкот быстро травят (почти до вант), стремясь избежать динамического крена от удара ветра. Рулем лодку кладут на новый галс и, постепенно выбирая гика- и стаксель-шкоты, ложатся на курс.

До поворота шверт должен быть опущен не более чем на половину. При сильном ветре поворот через фордевинд необходимо делать осторожно в момент, когда порыв ветра ослабеет. При перебрасывании грота в свежую погоду получается динамический удар в парус, который сильно накреняет судно, и оно может зачерпнуть воду. Поэтому в сильный ветер лучше вообще отказаться от поворота фордевинд, предпочтя ему «кольцевой» оверштаг (рис. 13, в). При нем выбирают гика-шкот, приводят лодку до курса бейдевинд, выполняют поворот оверштаг и потом уваливаются до тех пор, пока судно не ляжет на новый галс.

Отметим еще раз, что при курсе фордевинд судно обычно рыскает. При этом парус может быть неожиданно перекинут ветром и судно совершит непроизвольный поворот через фордевинд.