Основные правила плавания на маломерных туристских судах

Безопасность плавания судов на внутренних водных путях регулируется Правилами плавания по внутренним судоходным путям, действие которых распространяется на все суда, плавучие сооружения и плоты, независимо от их принадлежности.

На участках рек, расположенных в границах морских портов и на морях, действуют Правила для предупреждения столкновения судов на море. На несудоходных водоемах или несудоходных участках рек, озер, морей действуют Правила пользования маломерными судами, распространяемые на территории республик, краев или областей.

Основное условие плавания гребных и разборных легких парусных судов — обеспечение безопасности такого плавания и отсутствия помех для судоходства.

Все гребные и разборные парусные суда должны быть зарегистрированы в Госкомиссии по маломерному флоту. Там владельцу судна вручают Судовой билет и присваивают регистрационный номер. Судовой билет хранится у лица, ответственного за управление маломерным судном и его безопасность.

Капитаны маломерных судов в пути и на стоянке обязаны выполнять распоряжения представителей органов контроля на воде.

Регистрационный номер лодки пишется на левом и правом бортах, на расстоянии 1/4 длины судна, считая от носа. Размер букв и цифр по высоте не менее 150 мм. На бортах может быть написано также название судна, если оно присвоено.

Плавающие легкие туристские суда должны быть обеспечены спасательными и водоотливными средствами, указанными в Судовом билете, а также якорным оборудованием с тросом длиной не менее 20 м и звуковым сигналом в виде свистков.

Количество пассажиров и груза должно соответствовать паспортной грузоподъемности судна.

Все суда, которые выходят на взморье, озера, водохранилища, должны иметь компасы и карты.

Несение Государственного флага и специальных вымпелов разрешается только для государственных судов и судов общественных организаций.

Движение разборных туристских судов должно осуществляться за пределами судового хода, как правило, по правой (по ходу) стороне фарватера. Встречные суда за пределами судового хода расходятся левыми бортами.

Пересекать фарватер разрешается только при значительном удалении от теплоходов.

Не разрешаются: подход гребных и парусных судов к транспортному, техническому и вспомогательному флоту (баржам); стоянка маломерных судов у пассажирских и около других транспортных судов, дебаркадеров; купание с лодок и яхт; остановка под мостами или около них; заход в акватории, отведенные для купания, огражденные поплавками, а также подход к плавучим знакам судоходной обстановки и швартовка за них.

Каждый член команды и каждый пассажир судна во время плавания должен быть снабжен индивидуальным спасательным прибором — спасжилетом или нагрудником. На каждом судне нужно иметь медицинскую аптечку. В качестве аварийного средства движения на судне должно быть не менее двух весел.

Движение парусных лодок по каналу разрешается только на веслах. Легкие и разборные туристские суда к шлюзованию не допускаются и проходят шлюзы на борту теплоходов или путем обноса.

Запрещается выход маломерных судов в водохранилища, озера, прибрежные районы морей при штормовой погоде.

Когда два парусных судна сближаются так, что возникает опасность столкновения, одно из них должно уступить дорогу следующим образом:
если они идут разными галсами, то уступает дорогу судно, идущее левым галсом;
если они идут одним и тем же галсом, то судно, находящееся на ветре, должно уступить дорогу судну, находящемуся под ветром.

Движение легких туристских судов в тумане и темноте не разрешается. Если туман застигнет судно в пути, оно должно немедленно по компасу двигаться к берегу.

Всем судам, находящимся вблизи от судна, требующего помощи, нужно немедленно оказать ее всеми имеющимися у них средствами, не подвергая опасности себя. Если судно терпит бедствие и просит помощи у других судов или с берега, оно должно пользоваться порознь или одновременно следующими сигналами: вертикальным перемещением вверх и вниз флага или белого огня (ночью); сигналом SOS (...---... по азбуке Морзе);
выстрелом красной ракеты; медленным повторяющимся поднятием и опусканием рук, вытянутых в стороны.

Во всех случаях, не предусмотренных настоящими Правилами, капитан обязан принимать все меры, диктуемые практикой судовождения или здравым смыслом, обеспечивающим безаварийное плавание.