Работа руля

Прежде всего необходимо помнить, что все команды, касающиеся работы руля, относятся непосредственно к положению его пера. Так, по команде «право руля» перо поворачивают к правому по ходу лодки борту, заставляя судно также повернуть направо. При повороте перо руля не надо сильно отклонять от диаметральной плоскости, прижимая его к транцевой доске, так как это уменьшает эффективность работы руля.

Команда «переложить руль» значит повернуть его перо в сторону, противоположную той, где он находился до команды.

При отходе судна от берега на глубокое место необходимо вставить шверт и опустить перо в самое низкое положение. Это облегчит управление рулем при свежем, ветре. Чтобы деревянное перо не всплывало, его затягивают гайкой-барашком, расположенной на оси рулевой коробки.

Умение управлять рулем приобретается практикой. Не следует резко и часто поворачивать руль, это тормозит ход лодки. Заметив отклонение судна от заданного курса, надо плавно повернуть руль в заданную сторону.

Для соблюдения заданного курса намечают по носу лодки какой-нибудь ориентир (оконечность мыса, отдельно стоящее дерево) и с помощью руля все время держат на него курс.

Управлять рулем на большом волнении и при свежем ветре нужно очень внимательно. Чтобы избежать захлестывания судна волной, необходимо согласовывать движение руля со стремлением судна привестись или увалиться. Следует помнить, что руль работает только при движении лодки относительно водной поверхности.