Режим путешествия

Правильно составленный режим путешествия него, соблюдение создают условия для активного отдыха туристов и в большой степени предопределяют безопасность движения. Распорядок дня в походе устанавливается практикой и зависит от имеющегося светлого времени, погоды, физического состояния и привычек участников. Практикой подсказан следующий график движения:

Подъем ...........................      7.00
Зарядка, туалет ....................    7.10—7.30 
Укладка, сборы ....................     7.30—8.15 
Завтрак ............................    8.15—8.45 
Окончательные сборы................     8.45—9.15 
Выход.............................      9.20 
Движение..........................      9.20—13.15 
Обед, отдых........................    13.20—14.30 
Движение..........................     14.35—17.30 
Установка лагеря, ужин, личное время   17.30—21.30 
Туалет..............................   21.30—22.00 
Отбой.......................           22.00 

При устойчивой жаркой погоде имеет смысл перенести подъем на 6.00, днем увеличить продолжительность обеденного отдыха и на час раньше делать отбой. Вообще должно быть предусмотрено не менее 8 часов для ночного отдыха и не менее 7 часов для передвижения.

В приведенном распорядке дня сборы и укладка лагеря происходят до завтрака. В этом случае дежурные, готовящие завтрак, в сборах не участвуют. При таком распорядке удобнее, чтобы дежурство начинали утром с мытья посуды и кухни и заканчивали на следующее утро приготовлением завтрака (посуду моют следующие дежурные).

Дежурные, повар и костровой, назначаются руководителем на сутки. В их обязанности входят приготовление пищи, мытье посуды, поддержание костра. Дрова собирают свободные от работ участники. В парусном походе имеет смысл назначать дежурным экипаж одного судна. Руководитель группы от дежурства освобождается только в крайнем случае.

После проверки готовности судов и экипажей руководитель принимает решение об очередном переходе. При сложных метеорологических и навигационных условиях он должен убедиться в готовности всех участников и в случае сомнения — отложить выход. За готовность и техническое состояние судов отвечают прежде всего рулевые, которые о существующих у них сомнениях должны доложить руководителю.

Все варианты прохождения маршрута и другие вопросы обсуждаются на берегу либо всеми участниками, либо советом рулевых. Окончательное решение принимает руководитель группы. Решение об уменьшении парусности судна по сравнению с установкой, данной руководителем, находится в компетенции рулевого этого судна.

При подходе к берегу для временной стоянки или для остановки на ночлег руководитель определяет место высадки. При необходимости производится разведка берега одним, несколькими или всеми судами.

В городах и населенных пунктах не следует проходить и останавливаться вблизи портов и причалов, так как это может затруднить маневры транспортных судов и создать серьезную опасность для самих туристов. Следует учитывать, что в большинстве портов хождение под парусами запрещается на всей акватории порта. Запрещается швартовка маломерных судов к причалам пассажирских, транспортных и других крупных судов. Приемлемое место для временной остановки и расчаливания маломерного туристского «флота» — пространство между дебаркадерами и берегом, но на нее необходимо получить разрешение. При расчалке у пристаней и дебаркадеров, т. е. вблизи судового хода, швартовка должна быть особенно надежной, ибо проходящие мимо суда, особенно буксирные, нередко разводят волну, способную нанести серьезные повреждения туристскому судну.

Наиболее удобно и безопасно останавливаться в гаванях яхт-клуба, на лодочной станции, на стоянках маломерных судов, но при подходе к таким стоянкам надо прежде всего представиться и получить разрешение на остановку. На всех стоянках необходимо постоянное наблюдение за отшвартованными или расчаленными судами.

Во время путешествия надо следить за порядком и чистотой на судах, регулярно проветривать непромокаемые мешки с продовольствием и снаряжением, подпалубные пространства, примерно раз в неделю протирать оболочку изнутри с полной разгрузкой судна.

Судовой журнал группы ведет руководитель похода. На каждом судне должен быть свой судовой журнал, его ведут при автономном плавании, совершаемом по заданию руководителя или при незапланированном отделении от группы. Настоятельно рекомендуется вести, хотя бы один в группе, дневник путешествия.

Соблюдению графика движения по маршруту должно быть уделено серьезное внимание. Срыв графика в первой половине плавания приводит к форсированию темпа дальнейших переходов за счет сокращения времени на ознакомление с достопримечательностями, уменьшает возможности выбора времени очередного перехода, что при плохой погоде может поставить группу в тяжелые, а иногда и аварийные условия плавания, не говоря уже о снижении познавательной и оздоровительной значимости путешествия.