Швертбот с мягкой оболочкой

Конструкция швертбота «Мева» достаточно удачна, и яхта без серьезных переделок вполне безопасна для воскресных прогулок. Однако сложные парусные походы требуют специальной подготовки судна к плаванию. Поэтому туристы усовершенствуют «Меву», делают ее более удобной и надежной. На судне устанавливают съемную рубку-козырек, закрывающую носовую часть кокпита от забрызгивания волной. Крепление штага производят за жесткий каркас, а не за обшивку, как в штатном варианте. Мачта «Мевы» требует замены средней соединительной муфты более прочной или укрепления проводкой ахтерштага (рис. 43) или бакштагов. Установка бакштагов одновременно уменьшает скручиваемость корпуса при откренивании судна в сильный ветер.


Рис. 43. Швертбот «Мева»

Слабое место в конструкции «Мевы» — крепление вантпутенсов к бортовой решетке. Этот узел усиливают, скрепив путенс с фальшбортом лодки. Латунные болты, соединяющие рулевую коробку с транцевой доской швертбота, заменяют более прочными из нержавеющей стали. Во избежание попадания воды внутрь при прохождении прибойной зоны кормовой фартук герметично крепят за заднюю кромку к обшивке. Полезно также проклеить снаружи днище лодки резиновыми полосами вдоль стрингеров и кильсона.

Модернизация штатного парусного вооружения путем форсирования площади парусов эффективна только в слабый ветер, но уже при умеренном не дает заметных преимуществ в скорости. В походных условиях важно уметь быстро уменьшить парусность «Мевы», взяв рифы или заменив паруса на Штормовые. Вместо штатных люверсов для взятия рифов туристы пришивают на грот сквозной карман, в который при штормовой погоде переставляют гик.

Подробнее о доработках «Мевы» можно узнать из рекомендаций Ю. Зломанова («Катера и яхты», 1971, №3 и 1976, № 1).

Примером швертбота больших размеров, чем «Мева», может служить французский разборный швертбот «Стабилер-378». Он имеет ряд конструктивных особенностей. Оболочка сделана из прорезиненной ткани, на внутреннюю сторону которой, в районе днища, наклеен слой микропористой резины. Амортизирующая резиновая прослойка улучшает форму и прочность днища.

На рис. 44 показано соединение шпангоута (1) с кильсоном (3) и банкой (6). Шпангоут состоит из двух половинок, соединенных серьгами (2), что позволяет компактно складывать шпангоуты при упаковке. Поперечный штифт (4), запрессованный в кильсоне, входит в предназначенные для него пазы на обеих половинках шпангоута, не давая им подняться. В результате поворота упора (5) банки до вертикального положения шпангоут фиксируется и вся конструкция приобретает необходимую жесткость. Профилированные мачта и гик изготовлены из легкого сплава с внутренним лик-пазом и пенопластовым заполнителем. Конструкция яхты имеет всего 8 винтовых соединений и обеспечивает оперативную сборку швертбота. При походной загрузке швертбот уверенно обходит «Меву», что связано с лучшей формой корпуса и хорошим парусным вооружением.


Рис. 44. Конструкция корпуса швертбота «Стабилер-378»