Совместное плавание

Парусное путешествие представляет собой совместное плавание нескольких судов, во главе которого стоит руководитель туристской группы.

Если в парусном путешествии участвует много судов, они разбиваются на группы каждая со своим руководителем и маршрутной книжкой, а общее руководство возлагается на руководителя одной из групп. В этом случае группы могут иметь на отдельных участках свои варианты маршрута.

Для успеха совместного плавания прежде всего необходимы единоначалие, беспрекословное подчинение рулевых судов, входящих в группу, руководителю похода, хорошо организованная и безотказно действующая дублированная связь, полное усвоение всеми рулевыми выработанной на берегу схемы перехода.

Суда, составляющие группу, должны быть примерно равноценны по ходовым и мореходным качествам, иначе плавание превратится в автономное, что недопустимо по соображениям безопасности, или будет протекать очень медленно, так как все суда вынуждены будут равняться по самому тихоходному. Хорошо, если судно руководителя несколько превосходит остальные в скорости, во всяком случае оно не должно уступать им. Желательно, чтобы одно из судов имело надежный подвесной мотор для обеспечения помощи в аварийной ситуации.

В совместном плавании суда идут строем — простым и сложным. Простой строй имеет следующие виды (рис. 45): «в кильватер» (а), «уступ» (б), «пеленг» (в), «фронт» (г). Сложный строй состоит из нескольких простых, скомбинированных тем или иным образом.


Рис. 45. Строй парусных судов в совместном плавании

При совместном плавании группы туристских судов чаще всего применяется строй «в кильватер» и «уступ».

Строй «в кильватер» удобен тем, что позволяет судам без сигнала руководителя, идущего на головном судне, выполнять его указания по изменению направления движения, непосредственно следуя за ним. Позволяет он и легко выйти из строя. Строем «в кильватер» хорошо преодолевать различные узкости, места с подводными опасностями, однако видимость сигналов при нем плохая.

Строй «уступ» выгоден тем, что сигналы всех судов хорошо видны, опасность столкновения с идущими впереди исключается. Из строя «уступ» к тому же легко перестроиться «в кильватер».

При преодолении открытых пространств руководитель должен выбрать место в строю судов, исходя из соображений обеспечения возможности быстро подойти к судну, находящемуся в аварийной ситуации, и оказать ему помощь.

При следовании в лавировку руководитель идет на головном судне, а остальные суда следуют за ним, повторяя его маневры.

При лавировке движение «в кильватер» невозможно, ибо каждый рулевой, особенно в сложных ветро-волновых условиях, должен индивидуально выбирать момент для поворота. При этом суда не должны отклоняться от генерального курса больше, чем головное судно, и уж во всяком случае не проходить значительного расстояния после пересечения линии курса головного или впереди идущего судна, уже сделавшего поворот на другой галс, а делать очередной поворот оверштаг. Сохранение заданного интервала между судами входит в обязанности рулевого впереди идущих судов.

При отходе от берега руководитель должен убедиться, что все суда вышли на воду, и только после этого давать команду на движение по маршруту. Рациональнее всего руководителю покидать берег последним.

При следовании полными курсами на участках маршрута, не представляющих особой сложности в навигационном отношении, роль головного лучше поручить штурману, а руководителю идти в середине или в конце строя.

Правильное построение и взаимодействие судов во время перехода, соблюдение дисциплины движения и взаимопомощь позволяют повысить общую скорость и безопасность плавания.