Типы разборных парусных судов

Основные типы разборных парусных судов, на которых совершаются водные путешествия, показаны на рис. 22.


Рис. 22. Типы разборных парусных судов

Самое доступное в настоящее время туристское судно — байдарка. Она удобна в транспортировке и хранении. Несложное дополнительное оборудование превращает ее в парусное судно (рис. 22, а). При этом используются простейшие паруса, помогающие пересекать открытые водоемы при попутном ветре. Легкое парусное вооружение площадью 2—4 м2 и весом 3—5 кг быстро снимается и ставится на ходу. Оно не мешает экипажу одновременно грести веслами.

Чтобы успешно ходить на байдарке под парусом против ветра, нужны более эффективные паруса и швертовое устройство. Одновременно необходимо увеличить остойчивость судна. Для этого вдоль бортов на специальных поперечных балках крепятся поплавки по схеме тримарана (рис. 22,6). Паруса туристских тримаранов имеют площадь от 4 до 12 м2. Такие суда хорошо лавируют, причем поплавки создают резерв непотопляемости.

Однако усложнение конструкции ведет к увеличению веса судна до 50—90 кг.

Еще большей остойчивостью, чем тримараны, обладают катамараны (рис. 22, в). Два корпуса соединены рамой с натянутым на нее тентом для размещения груза и экипажа. Корпуса могут быть специально изготовлены или для них использованы две типовые байдарки. Вес байдарочного катамарана при парусности 10—12 м2 составляет 110—130 кг. Вес надувных катамаранов при парусности 7 м2 равен 45—55 кг, 12 м2—60—70 кг, 18 м2 — 80 кг. Легкие, остойчивые, быстроходные катамараны — наиболее перспективные туристские суда.

Самый многочисленный флот в самодеятельном парусном туризме — разборные швертботы. Например, швертбот с мягкой оболочкой «Мева» польского производства. Корпуса швертботов имеют большую ширину, чем корпуса байдарок. Увеличенная таким образом остойчивость судна позволяет нести в походе паруса площадью до 8,5 м2. Вес разборных швертботов 75—100 кг (рис. 22, г).