Устройство корпуса

Чтобы не затруднять читателя большим количеством технических терминов *, остановимся лишь на основных частях корпуса парусного судна. Рассмотрим их на примере разборного швертбота «Мева». Корпус лодки состоит из деревянного разборного каркаса и мягкой обшивки— оболочки из прорезиненной ткани (рис. 5). Передняя часть корпуса называется носом, задняя — кормой, боковые поверхности — бортами. Основой каркаса корпуса является киль — продольный брус, проходящий по середине дна судна. В носу киль заканчивается криволинейным бруском — форштевнем.

Шпангоуты образуют скелет судна. Эти кривые брусья соединяются с килем и продольными брусьями — стрингерами (см. рис. 5). В корме вместо шпангоута стрингера и киль скрепляются с помощью транца.


Рис. 5. Устройство корпуса лодки:
1— мачта; 2 — передняя банка; 3 — фальшборт; 4 — задняя банка; 5 — задняя спинка; 6 — транец; 7 — форштевень; 8 — стрингер; 9 — шпангоут; 10 — швертовый колодец; 11 — носовой стрингер; 12 — оболочка

В принятой конструкции лодки ряд стрингеров объединен с помощью решетки в сборные элементы (бортовые решетки). Сверху над палубой шпангоуты скрепляются продольными криволинейными брусьями — фальшбортами.

Примерно в середине парусной лодки обычно устраивается швертовый колодец. К передней его части крепятся мачта и передние сиденья — банки, а к задним шпангоутам — задняя банка. Дно закрывается съемными щитами — сланями.

Управляется судно рулем. Он навешивается с помощью петель на транец и состоит из нижней части — пера, рулевой коробки и рукоятки — румпеля (см. рис. 4).


Рис. 4. Устройство парусной лодки:
1 — корпус; 2 — шверт; 3 — парус; 4 — гик; 5 — штаг; 6 — ванта; 7 — гика-шкот; 8 — вертлюг гика; 9 — оковки; 10 — вант-путенс; 11 — румпель; 12 — рулевая коробка; 13 — перо руля; 14 — петли руля; 15 — мачта; 16 — лик-паз мачты

Элементы каркаса скрепляются между собой с помощью разъемных замков и латунных болтов. К решеткам верхних стрингеров прикреплены металлические пластинки — вант-путенсы, служащие для крепления вант, удерживающих мачту.

Снаружи каркас обтягивается оболочкой из прорезиненной ткани. Для натяжения оболочки и обеспечения непотопляемости судна вдоль верхних стрингеров (бортовой решетки) имеются надувные емкости. Верхняя часть Обшивки образует палубу.

* Отметим, что эти термины приняты еще Петром I и имеют в основном голландское и английское происхождение.