Под парусом — в бой

После окончания академии в 1933 году я был направлен в экспедицию особого назначения. Выполнял важную работу по переброске боевых кораблей из Балтики в Баренцево море. Так пополнялся состав только что созданной Северной военной флотилии, ставшей в 1937 году Северным флотом. Вскоре я был назначен начальником штаба флотилии, затем служил на Дальнем Востоке.

Шел тридцать девятый год... И вдруг вызов в Москву, к новому народному комиссару ВМФ Н. Г. Кузнецову, давнему сослуживцу по крейсеру «Червона Украина». Николай Герасимович поздравил меня с назначением начальником штаба Краснознаменного Балтийского флота, предупредил об усиливавшейся враждебности Финляндии, натравливаемой на нашу страну империалистами, и посоветовал как можно быстрее прибыть в Кронштадт.


— Обстановка сложная, работы у командующего флотом Трибуца хватает, включайтесь немедленно,— закончил нарком нашу беседу.

Работы в штабе флота и в самом деле оказалось более чем достаточно. Отношения с Финляндией резко ухудшались. Переговоры, начавшиеся в начале ноября, ни к чему не привели. Финны объявили мобилизацию. 30 ноября на границе начались бои. В тяжелых условиях ледостава корабли флота поддерживали наступление Красной Армии. Приходилось использовать ледоколы, уже в начале декабря море начало замерзать. И в таких условиях балтийцы высадили десанты и заняли острова в Финском заливе, в том числе Лавенсари и Гогланд.

Отважно действовали подводники. Подводные лодки прорвались в Ботнический залив и топили транспорты врага. Балтийские летчики уничтожили и вывели из строя около четырех десятков транспортов, сбили шестьдесят пять самолетов.

Настал день, когда Финский залив сковало льдом почти до меридиана Хельсинки. Я сразу же решил, что необходимо сформировать отряд буеров. Надо сказать, что и до войны с Финляндией штаб флота привлекал к своим учениям яхты и буера, которые использовались для связи, разведки и дозора. Напомню, что радиолокации тогда еще не существовало, и обнаружить выкрашенные в черный цвет яхты с черными же парусами было нелегко. С яхты на большом расстоянии обнаруживали шумы моторов торпедных катеров или рев котельных вентиляторов эсминцев и других кораблей с паросиловой установкой. Яхта же, как рассказывал мне замечательный ленинградский яхтенный капитан Н. Е. Астратов, при приближении луча прожектора с корабля или форта немедленно приводилась на него носом и оставалась незамеченной.

Разумеется, и буер с белым парусом, да еще мчащийся со скоростью, близкой к ста километрам в час или даже больше, финны практически обнаружить не могли. Поэтому буера сразу же нашли широкое применение. Буер М. Ф. Антонова вел разведку, поддерживая связь между южным берегом залива и северным — от мыса Колгомпя и до мыса Стирсудден, близ которого наши части вели наступление на укрепленную позицию у деревни Мурилла. Расстояние в двадцать миль буер пробегал за двадцать минут.

Действовал и разведывательный отряд,  в  котором буерами  командовали яхтсмены И. П. Матвеев; А. В. Курышев, М. В. Егоров и Б. С. Яковлев. Случалось, что наши буера встречались с финскими аэросанями, вооруженными пулеметами. Но буера имели большую скорость и были более маневренными — радиус циркуляции у них оказался меньше. Поэтому   буера легко уклонялись от аэросаней врага. Об этом мне рассказывал М. Ф. Антонов.

Отряд буеров успешно действовал всю зиму, вплоть до начала марта, когда после подхода наших войск к Выборгу и ударов морских стрелковых батальонов в тыл врага — от Выборгского залива до Котки — правительство Финляндии было вынуждено пойти на мирные переговоры.

Война кончилась, 13 марта Советское правительство подписало мирный договор с Финляндией. Но для меня как начальника штаба Краснознаменного флота работы, пожалуй, даже прибавилось. После свержения народами Литвы, Латвии и Эстонии буржуазных правительств Прибалтийские республики вошли в Советский Союз. 20 июня штаб флота переместился в Таллин. Флот осваивал новые базы. Времени у меня свободного не было, и я лишь полюбовался великолепными яхт-клубами Таллина: Эстонским на брекватере Торгового порта, организованным еще в 1889 году, и «Калевом», расположившимся в устье реки Пирита. Эстонский яхт-клуб (до революции он назывался Эстляндским) имел много прекрасных крейсерских яхт, в «Калеве» было больше гоночных и небольших яхт. Но выйти в Таллине на яхте мне так и не пришлось...

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11