Под парусом — в бой

Великая Отечественная... После тяжелых боев за Главную базу КБФ Таллин мы получили приказ Ставки эвакуировать таллинский гарнизон и прорываться флотом в Кронштадт. Рано утром 28 августа корабли покидали Таллин. Я шел на лидере «Минск»...

Всего лишь через сутки я простился с моряками лидера «Минск» и сошел на землю Кронштадта. Но какие это были сутки, сутки памятного драматического таллинского перехода, когда никто не сомкнул Да и здесь, в Кронштадте, не до сна. Враг рвался к городу Ленина. Много пришлось решать неотложных дел, штаб работал без отдыха. И все-таки я не раз с удовлетворением отмечал, что ленинградские яхтсмены на передовых рубежах обороны Ленинграда оказывают действенную помощь фронту.

С первых дней войны спортсмены Ленинграда встали на защиту Родины. Многим, несмотря на все их просьбы, отказали в немедленной отправке на фронт. Надев военно-морскую форму, они остались при яхт-клубах, готовили к плаванию яхты, отрабатывали экипажи, И очень скоро яхтам нашли применение.

Командование ПВО Ленинграда решило вынести в залив свои зенитные батареи и аэростаты заграждения, с тем чтобы преградить гитлеровской авиации путь к городу с моря. Мелкосидящие озерные баржи с орудиями и аэростатами предстояло расставить на позициях дугой, от северного берега Невской губы до южного, а затем регулярно снабжать боезапасом и продовольствием, в случае необходимости оказывать помощь.

Вот для этого и было создано новое соединение — База обеспечения ПВО Невской губы. Командир этого соединения капитан 2-го ранга М. К. Смирнов правильно решил, что без помощи яхтсменов поставленные командованием задачи не выполнить. Он добился назначения своим помощником И. П. Матвеева, с начала войны носившего нашивки старшего лейтенанта. Матвеев, до войны начальник учебной части яхт-клуба ВЦСПС, опытный яхтсмен, прекрасно знал всех парусников и яхты всех клубов. И, что не менее важно, изучил каждую отмель, каждую банку в Невской губе — ведь он пришел в яхт-клуб еще в 1924 году, в 1936-м стал чемпионом СССР по парусу.

На новой должности (в ведении И. П. Матвеева оказалась, так сказать, вся морская часть службы ПВО Невской губы) он проявил себя отличным организатором. Ему удалось собрать в своем соединении спортсменов-парусников, состоявших в запасе Военно-Морского Флота, а также тех из них, кто подал в военкоматы заявления о зачислении добровольцами в Красную Армию и Военно-Морской Флот. Яхтсмены, ставшие краснофлотцами, старшинами и лейтенантами, немедленно включились в боевую работу. Под руководством И. П. Матвеева отобрали в яхт-клубах катера и яхты, имевшие двигатели и способные плавать в любую погоду. Бывшие яхтсмены стая ли их командирами, вошли в состав экипажей.

В июле началась установка барж. Всего для ПВО собрали пятьдесят барж водоизмещением по восемьсот тонн. Каждая зенитная батарея устанавливалась на трех спаренных баржах. Всю эту флотилию под руководством И. П. Матвеева поставили на мертвых якорях в Невской губе на тридцати точках. Катера и яхты Базы обеспечения ПВО поддерживали связь с зенитчиками, доставляли им все необходимое.

Наступила осень, ухудшалась погода. Армейцы-зенитчики не справлялись с «морской» частью своих огневых позиций: баржи давали течь, случалось, что лопались якорные канаты. И бывшие яхтсмены занялись ремонтом корпусов и якорных устройств. То на одной, то на другой барже работали, устраняя неисправности, замечательные умельцы, мастера на все руки главный старшина М. А. Сороченков, бывший главный боцман яхт-клуба, П. И. Круглое и М. А. Туз — также бывшие работники яхт-клубов.

С приближением к городу линии фронта необходимо было надежно закрыть подходы к нему со стороны Невской губы. Как однажды в далеком 1919 году, командование флота решило использовать для этого яхты и катера. На базе яхт-клуба «Водник» был создан Отряд кораблей по охране водного района города — ОВР. Командовал им капитан 3-го ранга Н. Н. Богданович. И в созданном ОВР командирами яхт и многих катеров стали бывшие яхтсмены. На кораблях установили пулеметы, радиостанции и сразу же переправили в дозоры.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11