Под парусом — в бой

Охрану входов в Неву на Елагинском и Петровском фарватерах несли две крейсерские яхты типа «Пионер» под командой известных спортсменов-парусников И. И. Сметанина и В. П. Дмитриева. Красавицы яхты водоизмещением в тридцать восемь тонн, построенные в 1936 году по проекту известных ленинградских парусников Н. Ю. Людевига и В. Г. Щепкина, несли дозорную службу до разгрома врага под Ленинградом. Но их создателям не довелось вновь выйти в море: Н. Ю. Людевиг погиб в первую блокадную зиму от дистрофии, пал смертью храбрых в бою командир сторожевого катера В. Г. Щепкин.

Дозорную службу между северным и южным берегом губы несли небольшие катера, иногда швертботы, трудно обнаруживаемые с берега из-за малых-размеров.

В разгар вражеского наступления на Ленинград, когда фланги фронта приблизились к Невской губе» яхты решил использовать также разведотдел флота, Был сформирован специальный отряд из двух двухмачтовых крейсерских яхт, пяти швертботов класса «М» и нескольких небольших моторных катеров. Командовали ими опытные яхтсмены, например крейсерскими яхтами известные парусники Д. А. Ломов и М. А. Пахомов.

В походы к берегам, занятым врагом, ходили М. Ф. Егоров — мастер спорта, прекрасный гонщик, Д. А. Ефимов — боцман яхт-клуба, М. Лер и М. Порцель — служащие ленинградских заводов, Д. Н. Коравельский и А. В. Курышев, ставшие после войны мастерами спорта, бывшие яхтсмены Б. Яковлев, Б. Лебедев, Д. Мовчан, И. Тательбаум и А. Кокшарский. Эти отважные люди оказали немалую помощь флоту, армии. Руководили отрядом моряков опытные специалисты капитан-лейтенанты А. И. Емельянченко и К. Л. Добрускин. Разумеется, я как начальник штаба флота с самого начала знал о привлечении к дозорной службе ленинградских яхтсменов и был уверен, что мои товарищи по спорту выполнят свой воинский долг. И не ошибся.

Начало сентября сорок первого... Оставлен Выборг, наши части отходят к Койвисто и Терийокам. Командование фронта запрашивает у штаба флота информацию о возможных действиях противника: не перебрасываются ли морем подкрепления в Выборгский залив, готовится ли десант в тыл наших войск? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно вести постоянное наблюдение за обстановкой в Выборгском заливе. Но как его обеспечить? Надводный корабль враг немедленно обнаружит, подводной лодке из-за малых глубин и навигационных опасностей действовать почти невозможно, самолет нельзя сутки держать над заливом. И командование нашло выход, послав в Выборгский залив на швертботе Михаила Федоровича Егорова.

Швертбот превратили в рыболовное суденышко — имелись и сети. На борту — радиостанция. Под парусами Егоров прошел, к мысу Растиениеми, что недалеко от  входа в Выборгский залив. И вот рыбак в зюйдвестке и штормовом костюме начал удить рыбу удочкой, выкинул сеть, никак не реагируя на проходившие вдали корабли. Враг то ли не приметил швертбот, то ли решил, что это финн-рыбак. Правда, Егоров старался лишний раз не попадать под наблюдение и; прекрасно зная побережье, скрывался между камнями, в тростнике, часто меняя места.

Стоило, однако, у входа в залив появиться вражескому кораблю или катеру, как в адрес штаба флота уходила радиограмма с нужной информацией. Если обнаруженная цель оказывалась важной, штаб флота высылал авиацию для нанесения удара. Немало можно найти в оперативных сводках тех дней упоминаний о потопленных в Выборгском заливе баржах и катерах противника. В значительной мере это был «улов» Михаила Федоровича. Так ловил он «рыбку» до глубокой осени и только по приказу командования окончил свою работу.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11