Под парусом — в бой

В Ленинград М. Ф. Егоров пришел самостоятельно, под парусом. После войны он мне говорил, что никогда не было у него такой отличной рыбалки, как тот раз...

Не всегда, к сожалению, действия разведчиков оканчивались столь благополучно. Осенью сорок первого стало известно, что в районе форта Ино находится группа бойцов-артиллеристов морской железнодорожной батареи. Фронт к тому времени проходил уже далеко к югу от Выборга. Решили, что снять с берега бойцов должны яхты разведотдела, так как большим кораблям не подойти из-за малых глубин.

Глубины, впрочем, оказались недостаточными и для яхт. Поэтому яхты, подойдя как можно ближе к берегу, спустили три шлюпки. На шлюпках пошли командиры яхт Д. Н. Каравельский, Д. Г. Мовчан, И. Тательбаум и Б. Лебедев. Преодолев прибой, шлюпки подошли к берегу. Но в момент высадки разведчики попали под вражеский огонь. В неравном бою погибли Б. Лебедев и М. Тательбаум. Тяжелораненого Д. Н. Каравельского доставили в Кронштадт. К счастью, его удалось спасти.

Смело действовали разведчики-яхтсмены и высаживаясь в тылу противника в районе Терийок, в Нарвском заливе. Особо дерзко и умело выполняли задания по разведке А. Кошкарский, М. Порцель, Б. Яковлев  М. Лер и А. Курышев.

С выходом гитлеровцев на южный берег Невской губы в сентябре сорок первого батареи ПВО, находившиеся на баржах, попали в тяжелое положение. Все они оказались в зоне действия артиллерии противника. Первой подверглась обстрелу батарея, баржи которой находились у Петергофа. Стоящие на якорях, баржи получили несколько попаданий снарядов и загорелись. Бойцы орудийных расчетов оказались в воде, плавали, держась за деревянные обломки, многие из них были ранены. В сентябрьской воде долго не пробудешь, но тут на помощь пришли мотоботы яхт-клуба под командованием П. И. Круглова, Э. Г. Бодрова и В. С. Моисеева. Под огнем врага, не обращая внимания на осколки рвущихся на горящих баржах зенитных снарядов, мотоботы подбирали из воды зенитчиков. Вслед за мотоботами подошел и небольшой буксир под командой старшины 1-й статьи Н. Е. Астратова. Взяв на борт несколько десятков зенитчиков, буксир и мотоботы вышли из зоны обстрела. Но в воде еще оставались люди. И. П. Матвеев на быстроходном катере подошел к баржам и спас уже терявших силы бойцов.

Начало темнеть. Можно было не сомневаться, что на следующий день, с рассветом, гитлеровцы обрушат огонь артиллерии и на другие плавучие позиции зенитчиков. Командование ПВО решило немедленно отвести баржи на более безопасные позиции. Всю ночь под руководством И. П. Матвеева буксиры, катера и моторные яхты отряда переводили баржи на новые места. Фашисты освещали баржи прожекторами, изредка открывали огонь, но помешать работе не смогли. Часть барж, которые не успели переставить ночью, вывели из-под огня гитлеровцев в течение следующего дня. На новых позициях зенитчики сразу же встали на стражу ленинградского неба.

В сентябре ленинградские спортсмены участвовали и в боях на Неве. Не раз высаживались десанты в тыл гитлеровцам под Шлиссельбургом. Помню, что десантным отрядом из, спортивных катеров и шлюпок умело командовал старый моряк-кронштадтец А. Е. Бальсевич, первый чемпион СССР по парусу, завоевавший это звание еще на первой Всесоюзной спартакиаде в 1928 году.

Первого октября меня срочно вызвали в Смольный; A. А. Жданов сразу же спросил, успели ливыВеетй баржи ПВО из зоны огня врага и как себя чувствуют зенитчики. Я доложил, Андрей Александрович внимательно посмотрел на меня и сказал, что принято решение о создании Ленинградской военно-морской базы и возглавить ее предстоит мне. Разумеется, я поблагодарил за оказанное доверие.

Утром следующего дня я уже был в своем штабе, разместившемся в подвале Военно-морской академии. Работу прервал вызов в штаб фронта. Я немедленно выехал в Смольный вместе со своим начальником штаба контр-адмиралом В. А. Петровским, автором известных в тридцатые годы морских повестей и рассказов, которые он писал под псевдонимом Владимир Кнехт.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11